Примерное время чтения: 3 минуты
214

Испанец на службе России

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. Аргументы и Факты - Петербург 06/04/2011

Мадрид потерял…

Будущий гениальный инженер, учёный и архитектор родился на Канарских островах 1 февраля 1758 года. Мальчика нарекли Августином Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделярия де Бетанкур и Молина. Он закончил Академию изящных искусств в Мадриде, затем изучал судоходство, строительство каналов, паровые машины в Германии, Голландии и Франции. Вернувшись на родину, стал создателем первого оптического телеграфа, организатором Корпуса инженеров путей сообщения, соавтором «Курса построения машин» - учебника многих поколений механиков Европы. Бетанкур занимал высшие государственные посты - интенданта армий, главного директора почт.

Однако начавшаяся испано-французская война, беспорядки в стране, обвинения церкви в сношениях с дьяволом и разногласия с правительством заставили Бетанкура покинуть родину.

…Петербург приобрёл

Русский посланник в Мадриде И. Муравьёв-Апостол предложил Бетанкуру пойти на службу царю, заманивая замечательными перспективами. Испанцу дали чин генерал-майора и направили в Ведомство путей сообщения. Александр I поручил учёному разработку первого в России транспортного учебного заведения. Новоявленный институт Корпуса инженеров путей сообщения (ныне - университет) расположился во дворце на Фонтанке, купленном у князя Юсупова. Сейчас на стене университета можно видеть мемориальную доску основателю.

Но Августин Августинович, как стали именовать испанца в России, не только читал лекции. Он изобретал и строил: по его расчётам углубили порт в Кронштадте, при помощи придуманной им паровой землечерпалки проложили канал между Ижорским заводом и Петербургом, построили Таицкий водопровод, снабжавший Царское Село, Исаакиевский наплавной мост через Неву - самый большой по тем временам.

Одно из выдающихся достижений Бетанкура - проектирование здания Экспедиции для изготовления государственных бумаг (ныне - «Гознак») и оснащение предприятия новым оборудованием. Инженер занимался также дизайном российских денег и защитой их от подделок: придуманное им «двойное тиснение» применяется до сих пор.

Для строительства Исаакиевского собора Бетанкур придумал подъёмные механизмы, с помощью которых были установлены все грандиозные колонны. Позже чертежи и идеи Бетанкура использовали при установке Александровской колонны. Как архитектор Бетанкур спроектировал Георгиевскую церковь на Большеохтинском кладбище.

Уникальные проекты испанца воплощались по всей стране. Он создал комплекс для знаменитой Нижегородской ярмарки, в который вошли собор и Гостиный двор.

Комплекс не имел равных в Европе. В Туле Бетанкур переоборудовал старинный оружейный завод, в Казани возвёл литейный цех для производства пушек.

Ну а в Москве он построил Манеж: огромное здание без единой колонны. Такое решение было применено впервые в мировой практике. Кстати, на днях в Манеже открылась выставка «Испания сегодня: жизнь и инновации».

Бетанкур скончался в Петербурге 14 июля 1824 года. Монферран соорудил ему надгробный памятник на Смоленском лютеранском кладбище. В 1979 году прах и надгробие перенесены в Александро-Невскую лавру.

В память о замечательном испанце Министерство путей сообщения в 1995 году учредило медаль имени Бетанкура, которая вручается за выдающийся личный вклад в развитие транспорта.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах