Примерное время чтения: 4 минуты
300

От ботика Петра I до подлодки «Акула»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. Аргументы и факты - Петербург 22/06/2011

Со дня своего создания в 1709 году Санкт-Петербургский военно-морской музей постоянно пополнял свои экспозиции моделями военных и торговых кораблей. Здесь даже хранится личная коллекция моделей Петра I, выполненная им собственноручно. Однако сегодня музей испытывает серьёзную нехватку моделей современных судов.

Дело в том, что раньше кораблестроители собирали модели, как объёмные чертежи. По ним можно было рассчитать конструкцию корабля. После спуска настоящего судна на воду значительная часть моделей передавалась в Военно-морской музей.

- В советское время модели изготавливались в мастерских при конструкторских бюро, однако их перестали передавать нам на хранение, - рассказал «АиФ-Петербург» заместитель директора по научно-экспозиционной и выставочной работе Военно-морского музея Сергей Курносов. - Стали оставлять в заводских музеях. Поэтому так бедно сегодня выглядит наша экспозиция современных кораблей.

А в ведомственные музеи попасть обычным посетителям крайне сложно. И уникальные модели советских кораблей и подводных лодок могут увидеть лишь весьма ограниченное количество людей.

Однако не так давно выход был найден - на руководство музея вышла компания по изготовлению моделей судов и другой техники. Они предложили начать совместный проект, результатом которого станет появление в экспозиции музея десяти уникальных миниатюрных кораблей, абсолютных копий оригиналов. Среди них - корвет «Стерегущий», тяжёлый авианосный крейсер «Адмирал Кузнецов», атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко», атомная подводная лодка типа «Щука-Б», атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Юрий Долгорукий» и другие. Однако вопрос, как всегда, упирается в финансы.

- Некоторые из миниатюрных кораблей, выполненных в пропорции 1:100, стоят почти миллион рублей. Музею не потянуть такие суммы, - говорит Сергей Курносов. - Мы обратились за поддержкой к бизнесу, несколько компаний профинансировали изготовление первых двух моделей. Так, совсем скоро фонды музея пополнятся уникальным экспонатом - моделью подводного крейсера «Акула». Мы будем рады, если появятся и другие спонсоры, которые помогут нашей экспозиции стать более полной и разнообразной.

- Мы давно мечтали сотрудничать с Военно-морским музеем, - рассказал генеральный директор компании, изготовившей первые модели новой коллекции, Александр Карагин. - Работа очень интересная, но сложная. Ведь наши модели повторяют настоящие суда вплоть до винтика! Шли к реализации проекта долго, нарабатывали опыт... Как результат - первые два корабля, сделанные нами для музея, будут выставлены на Военно-морском салоне, который пройдёт 29 июня. Санкт-Петербург - морская столица, поэтому очень хочется, чтобы и модели кораблей были у нас лучшими в мире.

АиФ-справка

Символ и главный экспонат Военно-морского музея - ботик Петра Великого. В 1640 годах лодка была привезена из Англии. 16-летний император плавал на нём по реке Яузе, изучая азы хождения под парусом. У руля ботика ему впервые пришла в голову мечта построить российский военно-торговый флот, что в последующем он и воплотил в жизнь. С 1701 года ботик хранился как реликвия. Сначала в Московском Кремле, затем, с 1722 года, в Петербурге. Ни одно судно в мире не удостаивалось таких почестей, как простой ботик. Когда русский флот победил в Шведской войне, Пётр на этой небольшой лодочке принимал парад перед строем всего Балтийского флота. На вёслах сидели прославленные адмиралы, на носу находился генерал-губернатор Санкт-Петербурга Меншиков, а на руле сидел Пётр.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах