Примерное время чтения: 8 минут
173

Валерий Попов: «Растёт компьютерное поколение»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. Аргументы и факты - Петербург 10/08/2011

Осенью этого года исполнится 105 лет со дня рождения Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Известный петербургский писатель Валерий Попов работает над книгой об академике, она выйдет в серии «Жизнь замечательных людей».

Им спекулируют

- "АиФ-Петербург": Валерий Георгиевич, книгу вам заказали «к дате»?

- Нет. После того как я написал «Довлатова» в «ЖЗЛ», стал думать, кто же ещё в городе был так заметен? Взгляд остановился на Лихачёве: фигура важная для Санкт-Петербурга и немного загадочная.

- "АиФ-Петербург": Именем Лихачёва часто спекулировали и в советское время, да и сейчас. Для кого-то он - «икона», для кого-то - «приспособленец».

- Он, видимо, хорошо понимал, что его имя пытаются использовать обе стороны. Отчасти Лихачёв подходил под шаблон интеллигента, который устраивал власть. Особенно в последнее время. Вначале-то он был совсем не ко двору: его и избили в парадной, и квартиру подожгли. Потом отношение изменили: «А вот такой-то нам, пожалуй, подойдёт. Он будет нам говорить правду - но умеренную. Ведь он же интеллигент!».

Видимо, и сам Лихачёв думал, что если взойти куда-то «наверх», можно будет приносить больше пользы. Но потом понял, что его «помаленьку» раскрутят на такие дела, в которых участвовать нельзя. Например, его вдруг поставили - первым - в список движения «Наш дом Россия», даже не уведомив. Некоторое время он колебался, потом сказал - «Нет». Лихачев показал: интеллигент не только мягок, но когда надо - твёрд.

Получилось «не то» и с созданным им «Фондом культуры» - за спасение русской культуры он так переживал, а «фонд» постепенно превратился в «лавочку», в кормушку для бесчисленных чиновников. Он был человек безупречный. Но понимал - если совсем «уйти с трибуны» - некому будет сказать правду так, чтобы к ней прислушались. Его голос - решающий. Но чтобы чего-то добиться, придётся чем-то пожертвовать. Других отношений власти не признают. «Икону» рисовать мне не хочется, хочется показать страдающую личность, каждый раз «вымучивающую» трудное решение…

- "АиФ-Петербург": В России интеллигентный человек - всегда страдающая личность?

- Они страдают, но в конечном счете - выигрывают. А зло, если и побеждает на время, то потом непременно «сжигает» само себя. Гармония - устойчива, хаос - неуравновешен и обязательно рухнет.

- "АиФ-Петербург": Патриотизм Лихачёва - тоже острая тема?

- Да, в те годы, когда взошла «звезда Лихачёва», скорее было принято ругать Россию: всё, начиная с истории, у нас хуже всех. И поднять тему России тогда было чуть ли не вызовом «прогрессивной общественности». Но Лихачёв не испугался, не стал никому подыгрывать. Один радикальный критик даже назвал его «умеренным русским националистом». Потом времена переменились. И уже можно было доказывать, что русское - это не всегда худшее. Это произошло благодаря Лихачёву. Он нашел свою тему - «древнерусскую литературу» и, не подлаживаясь ни к какой власти, показал гениальность русского слова, русского народа.

И попал среди двух жерновов. Западники усмехались: «Славит Россию, а ей до Запада еще ползти и ползти!» Другие, упорно называющие себя «настоящими патриотами», люди тёмные, злые, завистливые, всюду видящие козни против себя, тоже «не брали» Лихачёва в компанию. Он выстоял. И стал самой авторитетной личностью: «Русский патриот - и в то же время интеллигент, не фанатик».

- "АиФ-Петербург": Не боитесь книгой о Лихачёве и себя поставить под удар? Одни скажут - «икона», другие - «клевета»?

- Надеюсь, мне поможет мой характер, не терпящий негатива. Ценю жизнь и людей, а тем более - таких, как мой герой. Уверен, что люди злые и завистливые накинутся с двух сторон - и «блюстители», и «разрушители». Им не угодишь! И не надо! Жизнь современного мученика выведет книгу к трагическому, но светлому концу. Такие люди полезнее обществу, чем скептики, отрицающие всё.

Лиц не стало

- "АиФ-Петербург": Нынешнее состояние культуры академика Лихачёва не порадовало бы?

- Да, нелегко было бы ему осознать, что нынешняя «свобода» - это распад. Хотя что-то такое он уже начал чувствовать. Падение ужасное. Даже типы людей не удерживаются: приходишь в кабинет, думая там встретить официальное «лицо», а там лицо, которое может быть и в ларьке. Человека в костюме увидеть почти невозможно, все перешли на курточки, джинсы. Лихачёв держал образ элегантности, респектабельности, воспитания. Когда мы были молодыми нигилистами, нам казалось, что такой «седой патриарх» нам не подходит. Но с годами видим, что нигилизм привёл к нивелированию жизни вообще. Сейчас учителя говорят на том же языке, что и ученики.

- "АиФ-Петербург": Значит, правы чиновники Смольного, когда призывают, чтобы по улицам не ходили в трусах и с голым торсом?

- Вся Европа сейчас одевается безобразно: зимой по городу ходят в лыжных ботинках, летом в каких-то линялых майках. Эстетика безобразного захватила мир. Даже Франция уже давно не элегантна. Только в Испании я увидел красавцев в костюмах, галстуках - пожилых и молодых. Одежда меняет и внешность: несколько поколений в костюмах - и лица складываются благородные. Несколько поколений в трусах - и лица куда-то уходят. Распад ужасен: сидит полуголый человек, между ног зажата бутылка пива, чешется - это стало абсолютной нормой.

- "АиФ-Петербург": Не только в одежде, но и в литературе мы приблизились к Западу? Везде самый большой тираж - у детективов в мягких обложках?

- Главное, что меня гнетёт, не детективы, а исчезновение жизни вообще. Почти нет книг про реальную жизнь, вместо неё - какая-то дешёвая фантазия: невероятное, но неинтересное. Я вот 103 книги прочёл как член жюри «Букера» и оставил в библиотеке три. Остальное - какой-то стёртый серый конвейер. Очень легко всё это писать (и скорее - в продажу!): офис, вечеринка… дальше что-то уже нечитаемое, тоскливое. Картина в один слой, скудная, без признаков художественности. Выращивается компьютерное поколение, которое считает, что жить не надо, а только нажимать кнопки. Из Интернета всё можно выжать - и секс, и жизнь… Только вот какую?

Убрать жизнь оказалось легко, а вернуть…

Нет судьбы!

- "АиФ-Петербург": Вы намучились с «Букером», а как же премия имени Довлатова? Совсем не из кого выбирать?

- Сложная проблема. Премию мы будем вручать 3 сентября - в день 70-летия Сергея Довлатова. Ищем соразмерного гения - по юмору, остроте, мастерству, таланту. Есть люди одарённые, но ни у кого нет судьбы, как у Довлатова. На судьбу никто не решается! Написали - высунулись, и - опять в офис, служить. А для нашего поколения, для Довлатова отдать жизнь за литературу, сгореть в ней - считалось самым высшим счастьем. Сейчас близко такого нет.

- "АиФ-Петербург": Зато легко можно напечататься?

- В ходу «быстрая литература», гонят её, а не занимаются выращиванием талантов: это очень долго! Последний оплот литературы «не конвейерной» - толстые журналы.

- "АиФ-Петербург": На Западе по-прежнему из всей русской литературы знают только Достоевского и Чехова? Современная - не котируется?

- Я недавно был в Испании - там «отмечали» российский год. И убедился, что если хороший перевод, испанцы прекрасно реагируют на всё живое. Просто Россия нашу литературу не продвигает, не платит иностранным переводчикам, как другие страны. Зато копируют, клонируют самое стандартное, что на Западе есть, забивают этим наши полки и души. Но во всех странах поддерживают своё, неповторимое - а у нас такое может исчезнуть. Кто не ценит свою литературу - не ценит свою страну.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах