Примерное время чтения: 7 минут
616

Андрис Лиепа: «Проект «Русские сезоны XXI века» – следствие наших детских увлечений»

Фото: russianlook.com

Следствие детских увлечений

SPB.AIF.RU: – Андрис, расскажите о том, что предстоит увидеть петербургской публике в начале апреля?

Андрис Лиепа: - В начале апреля мы имеем возможность сделать фестиваль «Русские сезоны XXI века в честь Мариса Лиепы» на сцене Михайловского театра и на сцене БКЗ «Октябрьский» – одной из значимых площадок, которая связана с нашей семьей. Прежде всего, отец танцевал в этом зале, потом я танцевал, Илзе приезжала сюда с концертами. Так что нам радостно, что мы на этой сцене будем выступать. Хотелось, чтобы этот год был посвящен отцу. В этот сезон мы отмечаем 75-летие Мариса Лиепы. Он ушел из жизни рано, но многое из того, что он не успел сделать, сейчас доделываем мы с Илзе.

Проект «Русские сезоны XXI века» – следствие наших детских увлечений. Отец приучил нас к тому, что можно работать и, таким образом – сказку сделать былью. Вот те сказки, которые мы в детстве смотрели в виде эскизов к театральным декорациям – теперь на сцене. Мы привезем труппу из 85 человек. Это солисты Большого театра и Мариинского театра.

SPB.AIF.RU: – Поясните, откуда возникла идея фестиваля «Русские сезоны XXI века в честь Мариса Лиепы»?

Андрис Лиепа: - Фестиваль возник спонтанно, потому что Михайловский театр предоставил нам площадку на 4 дня. Найти площадку в Петербурге не так-то и просто. Особенно, если артисты не выезжают на гастроли, и каждый день запланирован репертуарный спектакль. Но нам повезло и сейчас в апреле мы имеем возможность поработать. Может, мы взяли бы и больше дней, но у нас труппа уезжает на гастроли.

Я считаю, что наша общественная нагрузка связана с тем, что Петербург – город удивительный. Здесь родились «Русские сезоны» Сергея Павловича Дягилева. Все, что Дягилев вывез в Париж, все, что потом французы начали считать своим, создавалось именно в Петербурге. Здесь делались декорации, костюмы, репетировались спектакли. А за рубежом они уже просто собирались. Поэтому мне кажется, что Петербург должен видеть те исторические спектакли, которые мы восстанавливаем и в Париже, и по стране.

Посвящение Дягилеву, Фокину, Нижинскому…

SPB.AIF.RU: – Скажите, где вы показываете те спектакли, с которыми выступаете в рамках «Русских сезонов»?

Андрис Лиепа: - Наша география – десять городов России, уже четыре года подряд, включая Петербург – такова наша программа выступлений. И я очень рад, что у нас есть возможность показать фестивальные концерты, которые мы посвящаем Сергею Павловичу Дягилеву, моему отцу и Михаилу Михайловичу Фокину, а также великим танцовщикам и балеринам: Анне Павловой, Тамаре Карсавиной, Иде Рубинштейн, Вацлаву Нижинскому, Адольфу Больму. Это все те лица, которые стали олицетворением русского балета. Нельзя не сказать и о великих художниках: это Александр Бенуа, это Лев Бакст. Кроме того, мы восстанавливали специально для показов в Париже «Половецкие пляски» с декорациями Николая Рериха. Ведь надо помнить, что впервые Сергей Дягилев вывез «Русские сезоны» с «Половецкими плясками» именно с декорациями и костюмами, сделанными этим мастером. Так что все, о чем я говорю, рождено было в недрах вашего города. Петербург – это не только колыбель революций, это колыбель «Русских сезонов», то есть триумфально-фантастического шествия русского балета по Европе и Америке, которое началось именно в Петербурге. Для меня крайне важно, как для человека, который воссоздает эти спектакли, чтобы они в дальнейшем стали частью петербургского репертуара. Вот балеты «Петрушка», «Жар-птица», «Шехерезада», которые были восстановлены, уже 18 лет идут на сцене Мариинского театра. И мне приятно, что этот факт остается незыблемым. Спектакли вошли в репертуар и стали полноправными участниками современного репертуара театра.

Миссионерская деятельность?

SPB.AIF.RU: – Долгое время спектакли, входящие в программу «Русских сезонов» Сергея Дягилева оставались в забвении. С какого момента ситуация изменилась?

Андрис Лиепа: С 1993 год проект «Русские сезоны» вернулся на сцены мировых театров. Я поставил эти спектакли и в Марселе, и в Дрездене, и в Риме, и в Петербурге, и в Москве, и в Риге. Спектакли пользуются огромным успехом. И я думаю, что часть этого имиджевого и серьезного отношения к дягилевским «Русским сезонам» существует благодаря прессе и вниманию со стороны зрителей.

Вместе с тем, мне кажется, что наша деятельность миссионерская с точки зрения того, что после революции все эти спектакли практически ушли на Запад. И лучшие представители творческой интеллигенции – художники, композиторы, хореографы – уехали за границу. Осталась лишь небольшая часть людей, которая, к сожалению, даже не могла официально заявлять о том, что она является последовательницей творчества Михаила Фокина. И только в 1992 году благодаря библиотеке имени Луначарского (Санкт-петербургская театральная библиотека – Прим. авт.) я смог увидеть те вещи, которые когда-то Михаил Фокин завещал прислать в Петербург. С 1957 года эти вещи не открывались! Когда началась перестройка я смог первым увидеть зарисовки Михаила Фокина по «Шехерезаде», записи по «Синему Богу» (либретто балета Михаила Фокина – Прим. авт.). Все, что я сейчас делаю, я почерпнул из библиотеки Луначарского!

Хореографический памятник отцу

SPB.AIF.RU: – Давайте вернемся к программе фестиваля?

Андрис Лиепа: - О программе – 2 апреля состоится вечер, посвященный Марису Лиепе в БКЗ «Октябрьский». Очень хотел, чтобы этот концерт стал своего рода хореографическим памятником отцу. «Шопениана» – его любимый балет. В нашем репертуаре этот спектакль специально восстановлен для «Русских сезонов» с декорациями Александра Бенуа. Эти декорации можно увидеть только в изданиях, посвященных «Русским сезонам». Никто никогда их не восстанавливал! И мне эта ситуация не понятна. Ни в Большом, ни в Мариинском эти спектакли с оригинальными декорациями Александра Бенуа не шли. Аналогичная ситуация и с «Половецкими плясками». Они идут на театральных подмостках лучших площадок мира, но никто никогда не занимался восстановлением декораций и костюмов по эскизам Николая Рериха, с помощью которых Дягилеву удалось покорить Париж в начале прошлого века. Во втором отделении концерта в БКЗ «Октябрьский» можно будет увидеть 10 минутный фильм Никиты Тихонова «Марис Лиепа». Это документальные кадры, которые любителей балета смогут вернуть на 30-40 лет назад. Кроме того, будет па-де-де из балета «Корсар». Это один из любимых спектаклей отца. С ним он впервые показался на сцене театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Вся Москва ходила и смотрела, как Марис танцует в этом спектакле! Вместе с тем, будет показан дуэт из балета «Жар-птица», па-де-де из балета «Павильон Армиды», и хореограф Патрик де Бона исполнит номер, который он посвящает моему отцу. И в конце будут «Половецкие пляски». 3, 4, 5 апреля в Михайловском театре искушенный петербургский зритель сможет увидеть реставрацию декораций Александра Бенуа для спектакля «Павильон Армиды». К сожалению, этот спектакль не сохранился. Музыка Николая Черепнина 25 лет никем не использовалась. И когда мы позвонили внуку Николая Черепнина в Америку, он сказал, что за 25 лет вы первые, кто обратились к нам с просьбой предоставить музыкальный материал к этому балету. Очень жаль… «Павильон Армиды» и «Нарцисс» – это два спектакля, которые шли в репертуаре «Русских сезонов». Но никто в последнее время к ним не обращался. И потом, конечно же, мы покажем наш хит, который очень полюбился петербуржцам – «Шахерезада» с декорациями Льва Бакста.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах