Примерное время чтения: 8 минут
6365

История превращений. Любопытные факты из истории Летнего сада в Петербурге

Евгений Со / Commons.wikimedia.org

Первый облик Летнего сада

Создать летнюю резиденцию с садом Пётр I замыслил для себя ещё в самом начале XVIII века. В 1714 году ему представили профессиональный проект голландского садовника Яна Розена, который мудро воспользовался природными границами. Он предложил ограничить сад реками Невой и Фонтанкой, а на западе и на юге - Лебяжьей канавкой и каналом, соединившим Фонтанку с рекой Мойкой. 

Аллеи сада обильно засадили ровно подстриженным кустарником, создали пруды, на середине одного из которых поставили островок с беседкой, а на другом - «Птичий двор» с голубятней и домиками для птиц. Также на территории со временем появился одноструйный фонтан и боскет с позолоченной скульптурой, каскадом и цветником. Кроме того, аллеи сада украсили привезённые из Италии мраморные статуи и бюсты.

Нужно сказать, что сад пополнялся статуями во все годы правления русских императоров. Изваяния исчезали в наводнения и бури, их крали, они разрушались от времени или во время войн, однако каждый новый правитель русской земли вносил что-то новое в облик сада, выписывая из-за границы «Амура и Психею», «Нерона» и другие скульптурные композиции.

Отдельное место в обустройстве Летнего сада, каким мы его не застали, занимал «Грот» - садовый павильон с колоннами и высоким куполом, который создавали сразу несколько архитекторов: Микетти, Леблон и Земцов. Павильон делился на три помещения, в каждом из них находился фонтан, работу коего сопровождала органная музыка. Стены грота были отделаны серым туфом, большими раковинами из Средиземного моря, природными камнями и толченым стеклом. Центральное помещение было увенчано стеклянным куполом, под которым стоял фонтан с позолоченной фигурой Нептуна в колеснице.

Летний сад и Летний дворец, 1716 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Как Пётр учил «пить до дна»

Когда в 1721 году основная часть работ была закончена, сад превратился в главное место царских развлечений. Здесь император устраивал праздники и проводил знаменитые ассамблеи. Считается, что именно с тех пор в России появилась «штрафная» рюмка водки и азартное «пей до дна». Пётр сам подносил к губам опоздавших гостей стопку горькой, приговаривая при этом знаменитое выражение.

Об очередном празднике горожане узнавали по пушечным выстрелам со стороны Петропавловской крепости. Они прибывали по Неве на нарядно украшенных лодках и высаживались на деревянную пристань. Сразу за пристанью начиналась аллея и две площадки – Дамская и Шкиперная. Дамы танцевали и сплетничали, кавалеры - играли в шахматы или шашки, курили табак и пили вино. Бородатым и людям в серых камзолах вход в сад был строго воспрещён!

Разрешение на променады

Нужно сказать, что в эпоху Елизаветы Петровны сад вошёл в фазу расцвета. И по факту и по существу. Деревья уже успели подрости, фонтаны с журчащей в них водой услаждали взор, разбитые по проекту Растрелли цветники представляли собой сложный и разноцветный геометрический рисунок. На южной границе сада появился каскад Амфитеатр, где гордо возвышались бюсты римских правителей.

Кроме того Елизавета сделал ещё одно важное нововведение, позволив по праздничным и воскресным дням гулять по саду «прилично одетым посетителям». Эти беспечные променады контролировали караульные, а также инженерные и садовые команды. Первые отвечали за порядок, вторые - за общую работу фонтанов. Горожане полюбили Летний сад, поток посетителей рос и императрица повелела впускать публику и по четвергам. В 1756 году Елизавета сделал ещё одно послабление, позволил публике чином ниже второго класса появляться в саду в дни, когда она отсутствует в Петербурге.

Фонтаны, как символ тирании

Любопытны шаги по обустройству Летнего сада другой русской императрицы - Екатериной Второй, славившейся своей отзывчивостью на новые веяния в европейской культуре. Осенью 1777 году по Неве прошлась грозная буря, повлекшая наводнение. Были разрушены фонтаны и павильон «Грот».

Позже в ходе реставрационных работ было решено фонтаны не восстанавливать. Отчасти это было сделано из-за соображений экономии, отчасти - из-за личных предпочтений Екатерины. В своём письме к Вольтеру, с которым она, как известно, состояла в переписке, Екатерина писала, что ненавидит фонтаны, так как они «считаются частью французских садов и тирании, заставляющей течь воду неестественным образом» и что она является «поклонницей английских садов и либерализма». В соответствии с «либерализмом» фонтаны восстановлены не были. Акведук был разобран, а на  освободившемся месте возвели Пантелеймоновский мост.

Фото: Public Domain/ Портрет Екатерины II. Ф. С. Рокотов, 1763

Кроме того, Екатерина продолжила начинания Елизаветы, сделав возможность посещений сада более частой. В 1773 году года в Летнем саду чинно прогуливались воспитанницы Смольного института, которых впервые вывезли за пределы учебного заведения. Также в годы правления Екатерины была возведена ограда, опоясывающая со всех сторон Летний сад. Автором проекта выступил Петр Егоров. Причина её возникновения была проста – в сад частенько забирались разного сорта люди, кравшие плитку и занимавшиеся вандализмом. Так на свет и появились 32 звена кованой решетки и 36 столбов из крупнозернистого карельского гранита, соединяющих их между собой.

Часовня святого князя Александра Невского

Сейчас трудно представить, но в 1867 году по чертежам архитектора Романа Кузьмина в ограде Летнего сада появилась часовня в честь императора Александра II. Казалось бы, зачем императору потребовалось вырезать кусок ограды и вставлять на зияющее пустотой место часовенку в стиле классицизма с прибавлением к нему элементов барокко? Однако это не было капризом, а благодарностью Александра за своё счастливое спасение. 4 апреля 1866 года революционер–террорист Дмитрий Каракозов совершил покушение на жизнь царя. Задуманное пошло не по плану: Александр остался жив, а Каракозов был помещён в Петропавловскую крепость и после повешен.

В память о своём спасении Александр повелел построить часовню. Изначально она была сделала наспех: из дерева и дешёвых материалов, однако в течение года её заменили на каменную. Часовня вышла чистое загляденье: не выделяясь на фоне строгой и живописной ограды, она прекрасно дополняла её, органично сочетаясь с обликом Летнего сада. Спустя год после революции 1917 года часовня перестала быть действующей, превратившись в сквозной проход в сад, а в 1930 году её и вовсе разобрали, вставив на её место копию недостающей секции ограды.

После царя

После революции было решено обустроить сад таким образом, чтобы по нему мог вольно гулять каждый желающий, несмотря на звания и чины. Однако средств на восстановление не было. Ситуацию также ухудшило наводнение 1924 года. К реставрации сада приступили только спустя 10 лет.

В годы блокады на территории сада разместили зенитные расчёты, в Кофейном домике - казарму, в Чайном - склад боеприпасов и оружия, скульптуры укрыли в земле, а цветники и газоны отдали для разведения огородов.

После войны сад удалось восстановить, и с тех пор в Летнем установилась традиция устраивать симфонические и духовые концерты, и беззаботно прогуливаться по саду, любуясь фонтанами и скульптурами, свободно стоящими на постаментах.

В Летнем установилась традиция устраивать симфонические и духовые концерты, и беззаботно прогуливаться по саду. Фото: www.russianlook.com
Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах