Примерное время чтения: 8 минут
4979

На коне и со смартфоном. Пять известных памятников Петру I в Петербурге

SPB.AIF.RU в годовщину установки знаменитой скульптуры решил вспомнить пять известнейших памятников основателю Петербурга в Северной столице.

«Медный всадник»

Самым известным монументом, воздвигнутым в честь Петра I, можно назвать, конечно, «Медного всадника», который установлен на Сенатской площади.

Памятник основателю города на Неве пожелала поставить императрица Екатерина II. Для этих целей она выписала в Петербург французского скульптора Этьена Фальконе, который привез с собой и талантливую ученицу Мари-Анн Коло. Ей предстояло выполнить голову Петра для памятника.

"Медный всадник" стал туристической визитной карточкой Петербурга. Фото: АиФ/ Ксения Матвеева

«Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемою им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, - это эмблема побежденных им трудностей», - говорил тогда Фальконе, которому предстояло в процессе работы отказаться от множества советов венценосных особ.

Петр I, по задумке автора, восседает верхом на вздыбленном скакуне, который олицетворяет своенравный народ, покорившийся и принимающий власть императора над ним. Копытами скакуна раздавлена огромная змея, выполненная Федором Гордеевым. Она стала символом победы Петра над противниками его реформ и врагами по оружию, а заодно – третьей точкой опоры скакуна. Фигура самого императора показывает его силу, настойчивость, стремление двигаться вперед и вести за собой огромную державу.

Основанием монумента «Медный всадник» стала огромная гранитная глыба весом более полутора тонн, найденная русским крестьянином Семеном Вишняковым в болотистых землях Лахтинских лесов. Гранитная скала, разбитая ударом молнии была названа Гром-камень. Доставка Гром-камня в Санкт-Петербург заняла более полутора лет. В процессе обработки глыбе придали форму морской волны, чтобы подчеркнуть стремление молодого прогрессивного императора показать силу России как великой морской державы и ознаменовать изменения, происходящие в стране.

Любопытно, что на самом открытии памятника, состоявшемся в 1782 году, не смог присутствовать создатель – Этьен Фальконе. Череда придворных интриг и угрозы завистников из высшей петербургской знати вынудили его покинуть город раньше торжественного события.

Впоследствии памятник, воспетый Александром Пушкиным, спасали от противника во времена войны с Наполеоном и в годы ВОв, но ни разу не сдвинули его с исторического места на Сенатской площади.

У Михайловского замка

Царь Павел I в 1800 году перед Михайловским замком, о котором он грезил всю свою жизнь, распорядился поставить памятник основателю Петербурга, выполненный скульптором Карло Бартоломео Растрелли.

Памятник у Михайловского замка - дань памяти от правнука. Фото: www.russianlook.com

Удивительно, но работать над монументом начали еще при жизни Петра I – в 1716 году. Сама же статуя появилась только спустя 84 года. Работы по отливке статуи заканчивал уже сын Карло Растрелли Франческо. Существовали проекты по установке монумента  на площади у здания Двенадцати коллегий, но в конечном итоге готовый памятник Петру привезли к Троицкому мосту, где в 1755 году оставили на 45 лет.Императрица Екатерина II, которая распорядилась о создании «Медного всадника», раскритиковала работу Растрелли, посчитав, что она не должна представлять столь великого монарха.

За два года до появления монумента у Михайловского замка Павел I велел отвезти его в Кронштадт, но потом решение изменил, поместив памятник  у своей резиденции на площади Коннетабля. Его постамент украшают барельефы, запечатлевшие решающие битвы Северной войны: под Полтавой (1709 год) и на море у полуострова Гангут (1714 год). По приказу Павла I на постаменте сделана подпись «Прадеду правнук» и указан год установки монумента—«1800».

В годы Великой Отечественной войны памятник сняли, закопали, спрятали от бомб и установили снова только в 1944 году.

«Царь-плотник»

В настоящий момент памятник «Царь-плотник», над которым работал скульптор Леопольд Бернштам, находится на Адмиралтейской набережной. Он изображает молодого основателя Петербурга, который работает над постройкой лодки в голландском городе Заандаме.

"Царь-плотник" вернулся в Петербург благодаря помощи Голландии. Фото: www.russianlook.com

В 1907 году эскиз Бернштама «Петр I обучается корабельному мастерству в Саардаме» был показан на выставке в Париже. Там он приглянулся императору Николаю II. Вместе с этим эскизом он обратил внимание на еще один, который назывался «Петр I, спасающий рыбаков близ Лахты». Николай II приобрел оба и заказал бронзовые отливки работ, которые поставили 27 июня 1910 года на Адмиралтейской набережной.

В 1911 году в Париже мастер Бернштам изготовил еще одну отливку статуи, которая была подарена Россией голландскому городу Заандаму, где в 1697 жил и изучал корабельное дело Петр I, работая плотником на местной судоверфи. Копия статуи была установлена на главной площади города. 

После Великой Октябрьской революции оба монумента демонтировали и переплавили – новое правительство посчитало их антихудожественными». Впрочем, уменьшенная копия «Царя-плотника» была в Летнем саду до 1934 года.

Монумент «Царь-плотник» восстановили в 1990-е годы. С памятника, установленного в Заандаме, сняли бронзовую копию. Нидерланды подарили ее Северной столице к 300-летию основания Российского флота в 1996 году.

Памятник Петру I от Шемякина

Самым необычным памятником основателю города является, пожалуй, тот, который был установлен во дворе Петропавловской крепости. Известный художник Михаил Шемякин изобразил Петра I сидящим на троне. При этом его тело непропорционально вытянуто, а голова кажется маленькой. Длинные пальцы Петра сжимают подлокотники.

Памятник Петру I работы Шемякина по праву считается самым необычным. Фото: www.russianlook.com

Оригинально выглядящий памятник выполнили из бронзы, а на постаменте выбили надпись: «Основателю Великого Града Российского императору Петру Первому от Итальянского скульптора Павла Растрелли и от русского художника Михаила Шемякина. 1991 год. Отлита в Америке». Сообщение говорит о том, что российский скульптор использовал в своей работе прижизненную маску царя, которая была снята Растрелли в 1717 году.

Интересно, что Шемякину подал идею создать скульптуру императора Владимир Высоцкий. Он увидел в мастерской приятеля маску царя и высказался за исполнение монумента. Шемякин, вернувшийся к этой идее после смерти Высоцкого, начал работать и изначально сделал тело пропорциональным. Затем он начал удлинять туловище и конечности фигуры царя, чтобы достичь пропорций, традиционных для русской иконописи.

Петр со смартфоном в Пулково

Один из самых новых и любопытных памятников царю установлен в аэропорту «Пулково» в мае 2015 года. Авторство работы принадлежит скульптуру Михаилу Дронову. Он изобразил царя в образе современного путешественника.

В Пулково Петра изобразили в роли путешественника. Фото: "Воздушные Ворота Северной Столицы"

Статуя высотой 2 метра 20 см изображает императора в кафтане и треуголке, но с современными аксессуарами – удобным чемоданом и смартфоном. Скульптура выполнена из бронзы и пулковской глины. Ее установили в зоне внутренних рейсов.

Руководство Пулково обратилось именно к Петру I как к знаковой для города и связей с Европой персоне.

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах