Примерное время чтения: 14 минут
7150

От «Данаи» до воскового Петра. 10 самых удивительных экспонатов Эрмитажа

Яна Хватова / АиФ

7 декабря Государственный Эрмитаж празднует день рождения. Самому большому музею страны исполняется 252 года. Коллекция Эрмитажа насчитывает порядка 3 миллионов экспонатов, среди которых картины, скульптуры, памятники археологии и нумизматики и другие произведения искусства. Если останавливаться перед каждым хотя бы на минуту, осмотр музея затянется на целых, 5,5 лет. SPB.AIF.RU выбрал 10 самых интересных и удивительных экспонатов музея, которые обязательно должен увидеть каждый петербуржец и гость города. 

Часы «Павлин»

В 1777 году Григорий Потемкин решил сделать подарок Екатерине Великой. Князь приобрел для нее позолоченные часы английского механика Джеймса Кокса. Часы представляли собой настоящую скульптурную композицию – на верхушке дуба сидел грациозный павлин, по одну сторону от которого располагался петух, а по другую – сова в клетке. Чтобы перевезти подарок в Россию, часы пришлось разобрать. Собрать же сложный механизм поручили механику Ивану Кулибину. Тот справился со своей задачей, и часы «ожили».

Когда они звонят, первой из птиц просыпается сова: ее клетка вращается под звон колокольчиков. Затем приходят в движение павлин и петух. Хвост павлина поднимается и распускается во всей красе, а сама птица кланяется и раскрывает клюв. Когда хвост павлина полностью распускается, птица поворачивается на 180 градусов и демонстрирует зрителям… свой зад. Считается, что такой маневр не входил в задумку механика-создателя: это новшество появилось благодаря Кулибину. По одной из версий, таким способом мастер показал свое отношение к царскому двору, а по другой – просто не смог добиться того, чтобы павлин делал полный оборот. Как бы то ни было, часы работают по сей день в Павильонном зале Эрмитажа: их заводят в 19.00 каждую среду. Кроме того, конструкция является единственным в мире крупным механизмом XVIIIстолетия, дошедшим до наших дней без каких-либо изменений.

Птицы на часах
Птицы на часах "Павлин" оживают по сей день. Фото: АиФ/ Яна Хватова

«Гробница Гомера»

В зале Юпитера посетители музея могут увидеть несколько гробниц античной эпохи. Многие верят, что одна из них принадлежит древнегреческому поэту-сказителю Гомеру. Саркофаг был найден в ходе экспедиции графа Орлова-Чесменского и подарен графу Строганову. Он был прославенным коллекционером редких вещей, поэтому, когда Строганов объявил, что этот саркофаг является гробницей Гомера, все поверили его авторитетному мнению. Позже ученые пришли к выводу, что древнегреческий поэт упокоился в другом месте, поскольку гробница была создана во II веке, а Гомер жил задолго до нашей эры. Тем не менее, загадка саркофага осталась нераскрытой – изображения на его лицевой и задней стенках выполнены в совершенно разных стилистиках. Это противоречие позволяет верить в то, что в Эрмитаже хранится именно гробница Гомера.

Некоторые исследователи считают, что гробница в зале Юпитера принадлежит самому Гомеру
Некоторые исследователи считают, что гробница в зале Юпитера принадлежит самому Гомеру Фото: АиФ/ Яна Хватова

Восковая фигура Петра

За несколько лет до смерти Петра Iскульптор Карло Растрелли снял восковую маску с лица царя и сделал слепок его головы. Когда в 1725 году императора не стало, мастер создал «Восковую персону» - фигуру Петра. Тело было сделано из дерева, а лицо, кисти рук и ступни – из воска. Скульптор нарядил фигуру в подлинную одежду императора с орденом Андрея Первозванного. Волосы на голове «персоны» тоже были настоящие, с головы самого Петра I. Некоторые посетители Эрмитажа уверяли, что видели, как восковой царь встает, кланяется и указывает непрошенным гостям на дверь. Уже в наше время реставраторы нашли внутри фигуры шарниры, позволявшие восковому императору сидеть и стоять, однако никакого механизма, с помощью которого фигура могла бы самостоятельно двигаться, обнаружено не было. Слухи не утихают до сих пор: посетители музея утверждают, что своими глазами видели «оживающего» Петра. В настоящее время восковой царь сидит на троне в Зимнем дворце Петра I.

Восковая фигура Петра I умеет стоять и принимать сидячее положение.
Восковая фигура Петра I умеет стоять и принимать сидячее положение. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Мумия

В Египетском зале Эрмитажа хранится мумия жреца Па-ди-иста. Ее возраст – более 3 тысяч лет. Чтобы поддерживать экспонат в надлежащем виде, сотрудники музея регулярно откачивают воздух из стеклянного короба, под которым хранится мумия, а также периодически подсушивают ее. В 2004 году одна из смотрительниц зала заявила, что своими глазами видела, как на левом плече жреца внезапно начала дергаться мышца, а потом на руке появился нарост размером с грецкий орех. Через несколько дней он исчез, и мумия больше не шевелилась. Конечно, эта истории не более чем легенда, привлекающая посетителей к загадочному экспонату.

Мумии, которая выставлена в Египетском зале, больше 3 тысяч лет.
Мумии, которая выставлена в Египетском зале, больше 3 тысяч лет. Фото: АиФ/ Яна Хватова

«Мадонна Бенуа»

Художник Леонардо да Винчи написал картину «Мадонна Бенуа», или «Мадонна с младенцем», когда ему было всего 26 лет – в 1478 году. В Россию произведение искусства попало совершенно случайно: крупный рыбопромышленник Сапожников выкупил ее у бродячих итальянских музыкантов в Архангельске. Тогда было еще не известно, что холст принадлежит кисти великого мастера – это выяснилось много лет спустя: уже в XX столетии исследователи нашли в Британском музее черновики Леонардо, на которых была изображена точно такая же Мадонна. Рыбопромышленник передал картину своей дочери, Марии Сапожниковой-Бенуа – по ее фамилии картина и получила свое название. Историки установили, что при написании этого шедевра да Винчи впервые в эпоху Возрождения использовал масляные краски. После этого его примеру стали следовать и другие художники. «Мадонну Бенуа» можно увидеть в Зале Леонардо да Винчи.

"Мадонна Бенуа" попала в Россию благодаря случайности. Фото: АиФ/ Яна Хватова

«Мадонна Литта»

Картина да Винчи «Мадонна Литта» хранится в Эрмитаже по соседству с «Мадонной Бенуа». Произведение искусства попало в Петербург в 1860-е годы, когда музей купил его у итальянского коллекционера Литта – по фамилии миланского герцога и была названа сама картина. Шедевр находился в ужасном состоянии, и российские мастера срочно провели его реставрацию, перенеся изображение с дерева на холст. Процедура была непростой, поскольку да Винчи при написании картины использовал специальный клей из частиц козьего пергамента. В настоящее время «Мадонна Лита» считается одним из главных произведений Леонардо, однако некоторые искусствоведы полагают, что да Винчи написал только голову Мадонны, а остальные элементы нарисовали его ученики. Посетители Эрмитажа по сей день пытаются разгадать тайну авторства картины, подолгу всматриваясь в холст. 50 лет назад советские режиссеры Коган и Соловьев установили за полотном скрытую камеру и сняли фильм, показывающий, как меняется выражение лица человека при изучении картины. Впоследствии они показывали это кино студентам на занятиях по искусству съемки документальных лент.

Историки полагают, что да Винчи писал
Историки полагают, что да Винчи писал "Мадонну Литта" вместе со своими учениками. Фото: АиФ/ Яна Хватова

«Даная»

На своей знаменитой картине Рембрандт запечатлел момент древнегреческого мифа, когда Зевс пробрался к Данае, матери Персея, в образе золотого дождя. Прообразом Данаи для голландского художника стали сразу две женщины – его законная женаСаскияванЭйленбюрх и любовница ГертьеДиркс. В 1772 году картину для Эрмитажа приобрела императрица Екатерина II. В 1985 году душевнобольной литовец БронюсМайгис облил «Данаю» серной кислотой и дважды порезал холст ножом, объяснив свой поступок «политическими соображениями». Из-за действий Майгиса картина потеряла 27% авторского письма, но ленинградским реставраторам все же удалось восстановить шедевр. На это ушло целых 12 лет! Сейчас «Даная» находится в Зале Рембрандта под бронированным стеклом.

Колыванская ваза

Большая Колыванская ваза, которая хранится в одном из залов Нового Эрмитажа, является самой большой вазой в мире. Ее диаметр составляет более 5 метров, а весит изделие 19 тонн. Вазу создавали в течение 15 лет в XVIII веке на фабрике в селе Колывань Алтайского края. Уникальность изделия в том, что оно выполнено из единого монолита зелено-волнистой яшмы. В 40-х годах XVIII столетия произведение искусства на барже привезли в Петербург, где для нее был сооружен специальный постамент. Чтобы оторвать гигантскую вазу от земли и поставить ее на место, потребовались силы 770 рабочих. Уже в Эрмитаже экспонат украсили новой деталью – бронзовым венком из дубовых листьев.

Колыванская ваза весом 19 тонн является самой большой в мире.
Колыванская ваза весом 19 тонн является самой большой в мире. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Малахитовый зал

Малахитовый зал был создан в Зимнем дворце по указу императора Николая I. Гостиная вошла в состав личных покоев Александры Федоровны, жены царя. Чтобы покрыть колонны, камины и пилястры малахитом, мастера наклеивали на них тончайшие пластины камня, а стыки заполняли малахитовым порошком, после чего поверхности шлифовали. Гостиная смотрелась потрясающе благодаря сочетанию малахита с позолотой свода, капителей колонн и дверей. Зал по сей день поражает своей роскошью и является единственным сохранившимся образцом оформления малахитом целого жилого интерьера.

Роскошная Малахитовая гостиная уникальна в своем роде.
Роскошная Малахитовая гостиная уникальна в своем роде. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Военная Галерея 1812 года

Военная Галерея 1812 года была создана в Эрмитаже в 1826 году по проекту Росси. В ней разместили 332 портрета русских генералов, принимавших участие в Отечественной войне против Наполеона и в заграничных походах 1813-1817 годов. Картины были написаны английским художником Джорджем Доу и его ассистентами. Портреты рисовались с натуры, а для размещения в галерее лиц погибших военных брали их ранее написанные портреты. Изображения 13 героев так и не удалось найти: в настоящее время отведенные для них места закрыты зеленым шелком. Центральной картиной галереи является портрет императора Александра I, в царствование которого была одержана победа над французами. Большой пожар 1837 года полностью уничтожил интерьеры второго и третьего этажей Зимнего дворца. В их числе сгорела и Военная Галерея, однако ни один портрет не пострадал: по указу Николая I эти картины выносили из полыхающего дворца первыми. 

Во время большого пожара в Эрмитаже не пострадал ни один портрет Военной Галереи 1812 года.
Во время большого пожара в Эрмитаже не пострадал ни один портрет Военной Галереи 1812 года. Фото: АиФ/ Яна Хватова
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах