Примерное время чтения: 11 минут
3645

«Славный парень» Надя Кошеверова. Пять киношедевров известного режиссера

Сюжет Спецпроект «КиноПитер»
Актеры добрым словом вспоминали сотрудничество с Надеждой Николаевной.
Актеры добрым словом вспоминали сотрудничество с Надеждой Николаевной. Public Domain

«Говорила она баском, курила и при первом знакомстве не произвела на меня никакого впечатления. В дальнейшем же мне показалось, что она хороший парень. Именно так. Надежный, славный парень при всей своей коренастой, дамской и вместе длинноногой фигуре», - так описал известный сценарист, драматург Евгений Шварц свою первую встречу с Надеждой Кошеверовой.

В тот момент Надежда Николаевна была замужем за Николаем Акимовым, режиссером, чье имя в 1896 году получил Ленинградский театр комедии. Именно Акимов и познакомил ее со Шварцем. Годы спустя они вместе работали над сказкой, покорившей сердца не только советских граждан, но и зрителей в Австрии, Франции, Финляндии, Швеции и Японии, - над фильмом «Золушка».

В своих мемуарах Шварц неоднократно повторял, что Надежда была «славным парнем, отличным товарищем».
В своих мемуарах Шварц неоднократно повторял, что Надежда была «славным парнем, отличным товарищем». Фото: Commons.wikimedia.org

По признанию сценариста, эта работа навсегда установила особое его отношение к Кошеверовой – «словно к другу детства или юности».

Он вспоминал ее удивительный для женщины характер и работоспособность, которой мог позавидовать любой на съемочной площадке, настолько она была вынослива и неутомима.

«Убеждена была она в своей правоте без всяких оглядываний. И когда друзья налетали на нее по тому или другому случаю, касающемуся ее режиссуры, она в ответ только посмеивалась, баском. И хотел написать – поступала по-своему. Но вспомнил, что в тех случаях, когда доводы оказывались убедительными, она спокойно соглашалась. Нет, упрямство ее было доброкачественным», - писал он в своих воспоминаниях.

В своих мемуарах Шварц неоднократно повторял, что Надежда была «славным парнем, отличным товарищем» и в работе, и дома с друзьями.

SPB.AIF.RU вспоминает известные картины Надежды Кошеверовой. 

«Золушка», 1947 год

Одна из лучших экранизация французской сказки вышла на экраны в мае 1947 года. За несколько дней картина стремительно вырвалась в лидеры проката и долго удерживала верхние строчки. Всего «Золушку» в общей сложности посмотрели за год более 18 миллионов человек.

Для Надежды Кошеверовой это был второй в ее карьере фильм-сказка. В 1944 году она попробовала себя в этом жанре, дебютировав с фильмом-оперой «Черевички» по Чайковскому. 

В том же году, возвращаясь из эвакуации, она встретила в Москве актрису Янину Жеймо и предложила ей сыграть главную героиню в произведении Шарля Перро.

Годы спустя она вспоминала, что вместе они отправились к Помещикову, который тогда заведовал Сценарным отделом в Комитете кинематографии.

В конце мая 1945 года фильм был утверждён к производству на заседании худсовета «Ленфильма».
В конце мая 1945 года фильм был утверждён к производству на заседании худсовета «Ленфильма».  Кадр из фильма

«Возражений у него не было, он только спросил: «А кто напишет сценарий?» И я, не задумываясь, выпалила: «Шварц». Разумеется, никакой предварительной договоренности с Евгением Львовичем у меня не было, но, узнав о замысле, он тоже им загорелся. Сценарий писался специально для Жеймо», - рассказывала Кошеверова. 

В конце мая 1945 года фильм был утверждён к производству на заседании худсовета «Ленфильма». 

Евгений Шварц в своих мемуарах писал, что начал писать «Золушку» в Москве, а заканчивал в «Астории», когда приезжал в Ленинград по вызову «Ленфильма».

«Война шла к концу, и вот мы вернулись, наконец, в опустевший и словно смущенный Ленинград. Город, глухонемой от контузии и полуслепой от фанер вместо стекол, глядел так, будто нас не узнает. Но вот вдруг я неожиданно испытал чувство облегчения, словно меня развязали. И с этим ощущением свободы шла у меня работа над сценарием. Песенки получались легко, сами собой. Я написал несколько стихотворений, причем целые куски придумывал на ходу или утром, сквозь сон. И в этом состоянии подъема и познакомился я как следует с Кошеверовой», - оставил он запись в своем дневнике.

Стоит отметить, что над фильмом работали два режиссера. Помимо Кошеверовой съемочным процессом руководил Михаил Шапиро. Кроме того художественным руководителем был назначен Георгий Козинцев.

«Укротительница тигров», 1964 год

Над комедией, открывшей талант актрисы Людмилы Касаткиной, режиссер Надежда Кошеверова работала в тандеме с Александром Ивановским.

Премьера фильма, рассказывающего удивительную историю уборщицы клеток зверей в цирке, состоялась в марте 1955 года.  Исполнительница главной роли Лены Воронцовой – Людмила Касаткина – в  одночасье стала знаменитой. Ее успех был настолько ошеломляющим, что молодой актрисе сразу было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР. 

В сценах с тиграми ее дублершей была дрессировщица Маргарита Назарова, которая позже сама сыграла главную роль в фильме «Полосатый рейс».

Годы спустя Касаткина вспоминала, что в начале съемок существовала договоренность – она не будет входить в клетку с тиграми. Но после восьми месяцев съемок Надежде Кошеваровой захотелось во что бы то ни стало снять кадры, где лицо актрисы было бы рядом с тигриной мордой. В результате Людмиле пришлось под руководством дрессировщика Бориса Эдера, которому была поручена старого дрессировщика Телегина, изучать повадки и характеры хищников.

В итоге Касаткина уже не боялась самостоятельно кормить тигра мясом с палочки и даже трепать по загривку в кадре, где она упрекает его за побег.

Касаткина уже не боялась самостоятельно кормить тигра мясом с палочки
Касаткина уже не боялась самостоятельно кормить тигра мясом с палочки. Кадр из фильма

«Старая, старая сказка», 1968 год

Музыкальный фильм, снятый Надеждой Кошеверовой по мотивам знаменитых сказок Ганса Христиана Андерсена, вышел на экраны в 1968 году.

В ленте снялись такие актеры как Олег Даль, Марина Неелова (для нее роль в этой картине стала дебютной), Владимир Этуш, Георгий Вицин и Вера Титова. 

Годы спустя Титова, сыгравшая в сказке ведьму, вспоминала курьезный случай. Однажды Кошеверова позвонила ей и попросила прийти на студию: Александр Збруев, претендующий на роль солдата, пришел на пробы, и им нужна была актриса, чтобы подыграть ему. Вера согласилась, а после уехала на съемки в Ригу. И вот как-то к ней в дверь в гостиничном номере постучала горничная и передала телеграмму.

«Она протягивает мне телеграмму, а я читаю: «Поздравляю, ты — ведьма. Кошеверова». Так эта горничная ушла и больше ко мне не приходила. Представляете?» - рассказывала журналистам Титова.

Стоит отметить, что актеры потом добрым словом вспоминали сотрудничество с Надеждой Николаевной. Так, к примеру, Олег Даль, всегда соглашавшийся сниматься в ее работах, ласково называл ее «Куросавочкой».

Музыкальный фильм вышел на экраны в 1968 году.
Музыкальный фильм вышел на экраны в 1968 году.  Кадр из фильма

«Ослиная шкура», 1982 год

Еще одна сказка, полюбившаяся миллионам зрителей, вышла на экраны в 1982 году и сразу же получила премию как лучший детский фильм на 1-м кинофестивале «Сказка» в Киеве.

Главные роли в картине исполнили Вера Новикова (актриса Театра имени Евгения Вахтангова) и Александр Галибин (актер студии киноактера при «Ленфильме»). Также в сказке снялись актеры Владимир Этуш, Светлана Немоляева, Зиновий Гердт, Татьяна Пельтцер, Валентина Панина, Николай Караченцов, Людмила Макарова, Сергей Филиппов и другие.

Съемки проходили в Петербурге в павильонах «Ленфильма», а также в Эстонии.

Съемки проходили в Петербурге в павильонах «Ленфильма».
Съемки проходили в Петербурге в павильонах «Ленфильма». Фото: Кадр из фильма

«И вот пришёл Бумбо…» 1984 год

Фильм, снятый по мотивам рассказов Александра Куприна, показывает Петербург на рубеже XIX и XX веков. Добрая сказка рассказывает о дочери доктора, которая увядала от неизвестной болезни. Помочь ей смог бывший студент-медик, который рассказал девочке об удивительном слоне Бумбо. Девочка загорелась желанием встретиться с Бумбо и попросила отца, чтобы тот пришел к ней в гости. Мечту девочки помогли исполнить цирковые артисты.

Роль Сашеньки в картине исполнила Наташа Шинакова, ее отцом в картине стал Олег Басилашвили, а Константина сыграл Валерий Золотухин.

Фильм, снятый по мотивам рассказов Александра Куприна, показывает Петербург на рубеже XIX и XX веков.

Фильм, снятый по мотивам рассказов Александра Куприна, показывает Петербург на рубеже XIX и XX веков. Фото: Кадр из фильма

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах