Здание петербургской филармонии, известное всем любителям музыки, было построено на 80 лет раньше ее открытия, в 1839 году для Дворянского собрания. Особняк спроектировал Карл Росси, но строил архитектор Пётр Жако. Он же является автором уникального двухсветного зала.
Уже с 1840-х годов зал стал центром музыкальной жизни. Здесь выступали самые известные музыканты XIX века: Лист, Берлиоз, Вагнер, Малер, Шуман. Здесь пела Полина Виардо, очаровавшая Ивана Тургенева.
В зале была роскошная императорская ложа, когда-то здесь даже стояла скульптура Екатерины Великой.
Свой последний в жизни концерт здесь провёл Пётр Чайковский. В конце октября 1893 года он дирижировал своей Шестой симфонией, через несколько дней композитора не стало.
А Дмитрий Шостакович, чьё имя носит Филармония, услышал здесь свою Первую симфонию в мае 1926 года. Композитору было 20 лет.
Интересно, что оркестр Филармонии ведёт историю с Указа императора Александра Третьего от 1882 года. А в 1934 году оркестр – первым в стране – получил почётное звание Заслуженного коллектива Республики. Целых полвека, с 1938 по 1988 годы, им руководил Евгений Мравинский. На этом почётном посту Мравинского сменил маэстро Юрий Темирканов.
В ХХ веке трудно назвать хоть одно знаменитое в музыкальном мире имя, которое не значилось бы на афише Филармонии.
«Проиграли войну»
Филармония никогда не была только «храмом искусства», она всегда жила вместе со страной.
Так, в 1915 году в Большом зале располагался госпиталь. Ну а в 1922-м большевики провели здесь показательный процесс по делу митрополита Петроградского и Казанского Вениамина. Он и ещё несколько священников были приговорены к расстрелу…

9 августа 1942 года в Большом зале состоялась премьера Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича. Исполнению придавалось исключительно значение: все артиллерийский силы Ленинграда были брошены на подавление огня противника. В Филармонии были зажжены все люстры. В зале сидели и вооружённые моряки и пехотинцы, и бойцы МПВО в фуфайках, и исхудавшие жители города.
Исполнение симфонии транслировалось по радио и по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только в Ленинграде и на передовой, но и во вражеских окопах. Остались воспоминания немецких офицеров: «Именно тогда мы поняли, что проиграли войну. Мы-то считали город мёртвым, а он показал свою силу».
Над теорией Дарвина
Двадцать первый век продолжил традиции Филармонии. К нам приезжают знаменитые музыканты.
«Причём, с огромным удовольствием, - подчёркивает художественный руководитель Филармонии Юрий Темирканов. – Выступить в Большом зале - большая честь. И даже если на Западе звёзды выступают чаще, чем в России, потому что там много денег, и они могут оплатить несколько приездов знаменитости в одном сезоне, мы отличаемся тем, что у нас «шпана» никогда не выступает. А у них наряду с великими могут играть те, кто в состоянии купить зал. Да и в стоимости билетов у нас и на Западе – значительная разница. Мы не можем повышать цены, потому что филармоническая публика, это люди не богатые, а интеллигентные.
А на Западе, я думаю, часто ходят, чтобы показать свои бриллианты, а не затем, чтобы послушать музыку.
Счастье, что музыка, культура не зависят от политики! Они – выше сиюминутных соображений. Культура это то, что отличает нас от обезьян. Но сейчас во всём мире культура – в трагическом состоянии, потому что человек постепенно звереет. Культура опустилась, возможно, из-за телевидения, из-за того, что называется «попсой». Телевидение не призывает думать, а будит низменные инстинкты. Человеку это очень удобно, он хочет отдыхать и развлекаться.
А то, чем мы занимаемся в Филармонии, это не развлечение. Сейчас искусство – это примерно то, что раньше для людей было церковью. Мы стараемся поднять людей над дарвинским происхождением».
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.