Примерное время чтения: 7 минут
630

В вихре танца. В Петербурге открылся детский театр Бориса Эйфмана

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. Аргументы и факты - Петербург 20/11/2019 Сюжет Театральная столица
Театр, являясь частью учебного комплекса, будет репертуарным. С настоящими, «по-взрослому» поставленными спектаклями.
Театр, являясь частью учебного комплекса, будет репертуарным. С настоящими, «по-взрослому» поставленными спектаклями. Пресс-служба Академии танца Бориса Эйфмана

Первое впечатление, когда его видишь, - что попал в другой мир, светлый и совершенный, настолько в нем все продумано, учтено, в высшей степени профессионально. Начиная с вешалки - точнее, с оригинальной архитектуры фойе - и до кресел в зрительном зале, современной сценической аппаратуры, удобной просторной сцены.

«Мусагет». Возвращение

Чтобы убедиться в этом, я приехала сюда за несколько дней до первого представления, посвященного долгожданному торжественному открытию нового сценического пространства Северной столицы. Оно состоялось в минувшую субботу - 16 ноября. Это был грандиозный гала-концерт, с участием юных артистов Государственной балетной школы Берлина, Пекинской академии танца и, конечно, Академии Бориса Эйфмана. Для них, эйфмановцев, создавался этот театр, став воплощенной мечтой знаменитого на весь мир российского балетмейстера.

«Молодые хореографы, которых планируется здесь задействовать, вместе с нашими воспитанниками будут создавать искусство, с одной стороны, продолжающее традиции русской балетной школы, с другой - развивая ее, привнося новое, интересное», - говорит народный артист России Борис Эйфман.

Премьерными для его учеников в новом Детском театре на Петроградской стороне стали одноактный балет «Мусагет», Grand pas из балета «Пахита» - жемчужины мирового классического репертуара и сцена бала на музыку Моцарта из балета Эйфмана «Дон Жуан, или Страсти по Мольеру». 

«Мусагет», поставленный в 2004 году для труппы Нью-Йорк-сити, посвящен выдающемуся хореографу ХХ века Джорджу Баланчину.

«Я погрузился в мир его балетов, был потрясен личностью самого Баланчина и уже не мог освободиться от этого очарования», - рассказывал о своем творении Борис Яковлевич. Сценическая жизнь спектакля была яркой, но относительно недолгой - всего четыре года. И вот теперь он возрожден в обновленной версии специально для нынешнего события. Предполагается, что «Мусагет» займет свое место в афише театра, который в свою очередь станет составной частью уникального балетного комплекса, объединяющего «двух сыновей гармонии» - «алгебру» (общеобразовательную школу) с искусством (балетной академией). 

Театр, являясь частью большого учебного комплекса, будет репертуарным. С настоящими, «по-взрослому» поставленными спектаклями. Побывать на которых, сможет каждый желающий. Что тоже своего рода know how. Ведь обычно, когда речь идет о выступлении учащихся, все ограничивается концертными программами - как правило, разовыми. И как прикажете убедиться юному дарованию, что оно успешно осваивает азы мастерства? Где обретать опыт, а с ним уверенность в своих силах?

Для них, эйфмановцев, создавался этот театр, став воплощённой мечтой знаменитого на весь мир российского балетмейстера.
Для них, эйфмановцев, создавался этот театр, став воплощённой мечтой знаменитого на весь мир российского балетмейстера. Фото: Пресс-служба Академии танца Бориса Эйфмана

Для профессионального театра здесь есть все необходимое. В частности, гримуборные, а также прекрасный репетиционный зал, расположенный над концертным, на последнем, восьмом этаже. Просторный, светлый, с террасой, ведущей на крышу, откуда открывается живописный вид на окрестные дома и скверы. В теплое время года - не терраса, а настоящий реабилитационный центр!

Воспользовавшись короткой паузой в репетиции, поговорила здесь с двумя девушками 15-16 лет. Они признались, что с волнением, но и с радостью готовятся к своему, в сущности, дебютному выступлению перед серьезной публикой, все время мысленно «прокручивая» в уме каждое «па».

Обе мои собеседницы, к слову, довольно высокие. Собственно, как большинство воспитанниц Академии танца. Кто-то, наверное, удивится этому, ведь в балете иные ростовые каноны. Недавно завершившая карьеру солистка Мариинского театра Ульяна Лопаткина (рост - 175 см) не раз вспоминала о том, как резко стала расти в последние годы учебы в Вагановском училище, из-за чего была на грани отлучения от любимого дела. Но у психологического театра балета Бориса Эйфмана свои, давно доказавшие состоятельность, критерии.

На сцену!

В зрительном зале театра и на его сцене, не уступающей по масштабам самой знаменитой в нашей стране - Большого театра, накануне торжества шла напряженная работа, связанная с проверкой стопроцентной готовности к празднику. При этом никакой суеты среди технических специалистов, а также будущих участников представления. В гала-концерте, замечу, были задействованы практически все учащиеся Академии. Искусству Терпсихоры в ней обучаются 350 человек. Девочек и ребят примерно поровну. География - вся Россия!

Здесь всё продумано, учтено, в высшей степени профессионально.
Здесь всё продумано, учтено, в высшей степени профессионально. Фото: Пресс-служба Академии танца Бориса Эйфмана

Вот техники включили мультимедийный экран. Размер его впечатляет: 9х12! У Эйфмана он - важная часть спектаклей. Можно сказать, такое же действующее лицо, как и артисты. При этом в случае необходимости может заменить декорации, если те, к примеру, слишком дорогие или монтаж их требует больших затрат времени.

На верхнем, служебном ярусе я обратила внимание на световую и стереозвуковую установки. Обе на сегодня самые современные! Нельзя было не заметить и необычные светильники в виде снежинок: когда они зажигаются, кажется, что к тебе снизошло звездное небо. 

Сам театрально-концертный зал Детского театра танца - чистая классика. Общая его площадь составляет 9105 квадратных метров. В нем есть партер, бельэтаж, ложи первого и второго ярусов. При этом зрительный зал небольшой, на 500 мест - удобно и для зрителя, и для исполнителей. Кстати, подобная камерность была присуща театрам российских дворянских усадеб.

После долгожданного открытия нового городского театрального пространства выступать в нем смогут, как предполагается, и другие коллективы - не только свой, академический. Планируется проводить также фестивали и конкурсы с участием детских творческих ансамблей России и зарубежных стран. Причем как любительских, так и профессиональных. 

Возводился театр на Введенской улице, 3, в историческом квартале Петроградского района всего три года. По российским меркам - рекорд! Еще в начале 2016-го на его месте был двор с хозяйственными постройками. В Академии хранят видеозапись, на которой запечатлен «проход» по нему первого бульдозера. Работы, казалось, непочатый край! Не всем верилось, что строители справятся так быстро.

Бывший двор превратился в крытый атриум, куда выходят окна нового школьного корпуса, открывшегося для учащихся Академии танца в сентябре. На церемонии в минувшую субботу многоуровневое пространство атриума словно по мановению волшебной палочки превратилось в фойе театра, откуда публика неспешно, в ожидании «третьего звонка», прошла по пологой парадной лестнице в уютные холлы первых двух этажей. А кто-то парадному входу предпочел лестничные марши, «обвитые» вокруг башни с часами (архитектурное бюро Никиты Явейна). И так в дни спектаклей будет всегда. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах