aif.ru counter
222

Коллекция Екатерины. Как императрица основала бесценную коллекцию Эрмитажа

Все материалы сюжета Эрмитажу - 255!

Интерес императрицы Екатерины II к коллекционированию живописи имел в некоторой степени политический характер. Благодаря известным экспертам она собрала в Эрмитаже выдающиеся произведения искусства.

По легенде, Екатерина II, проходя по залам Зимнего дворца, случайно заметила там картину Рубенса «Снятие с креста». Полюбовавшись полотном, она вознамерилась устроить художественную галерею при своей резиденции.
По легенде, Екатерина II, проходя по залам Зимнего дворца, случайно заметила там картину Рубенса «Снятие с креста». Полюбовавшись полотном, она вознамерилась устроить художественную галерею при своей резиденции. © / Татьяна Швецова / Коллаж АиФ

Стремясь поддержать престиж России как великой европейской державы и свою репутацию просвещённой монархини, Екатерина Великая активно формировала картинную галерею. через дипломатов и специальных агентов закупала в разных странах Европы крупные частные собрания и отдельные шедевры. Вспомним основных из них.

Коллекция Гоцковского

Существует легенда, что однажды Екатерина II, проходя по залам Зимнего дворца, случайно заметила там картину Рубенса «Снятие с креста». Полюбовавшись полотном, она вознамерилась устроить художественную галерею при своей резиденции. 

С того момента императрица начала ревностно заниматься осуществлением мечты. Первая крупная закупка произведений искусства произошла в 1764 году. Тогда Екатерина приобрела более 200 картин у немецкого купца Иоганна Эрнста Гоцковского, и с тех пор эта дата считается годом рождения музея. В ту первую коллекцию вошли шедевры ведущих мастеров фламандской школы, произведения Рембрандта и «малых» голландцев, картины итальянских художников XVI-XVII веков, Хальса, Стена, Йорданса. Немецкий купец собирал её в течение 10 лет для прусского короля Фридриха II, но в силу финансовых трудностей отказался приобретать её всю и забрал лишь несколько шедевров. Этим и воспользовалась Екатерина, показав себя просвещённой монархиней и подчеркнув прочность финансового положения России. Переговоры о покупке вёл князь Владимир Долгорукий. Он отобрал около 300 живописных произведений. Однако принято считать, что в Россию прибыли 225 картин. Именно эта коллекция стала основой дворцового собрания, позднее вошедшего в состав императорского Эрмитажа.

Шедевры для мышей

Тогда же Екатерина задумалась о том, где размещать постоянно пополняющееся собрание мировых шедевров. 

По указу императрицы рядом с Зимним дворцом на набережной Невы началось возведение павильона, куда их в итоге и поместили. Небольшой корпус, пристроенный к парадной императорской резиденции архитектором Жаном-Батистом Валлен-Деламотом, был задуман как место уединения.

Эрмитаж. Гравюра Г. А. Качалова с рисунка М. И. Махаева. 1750-е гг.
Эрмитаж. Гравюра Г. А. Качалова с рисунка М. И. Махаева. 1750-е гг. Фото: Commons.wikimedia.org

Там Екатерина могла бы проводить время в кругу приближённых и избранных гостей, отдыхая от государственных забот. Именно это здание она и назвала Эрмитажем - от французского слова ermitage - уединённый уголок, пустынька, жилище отшельника. Долгое время мало кому удавалось полюбоваться привезёнными шедеврами. Сама Екатерина писала, что её сокровищами наслаждаются только она сама да мыши. 

И правда - доступ в дворцовую картинную галерею был открыт узкому кругу любителей художеств, а также иностранцам, отмечающим, что коллекция живописи, собранная русской монархиней, - одна из богатейших и лучших в Европе.

Рембранд и Рубенс

Летом 1769 года в Петербург прибыла коллекция графа Генриха Брюля. Она содержала множество гравюр и рисунков, свыше 600 картин голландской, фламандской, французской, итальянской и немецкой школ.  

Произведения искусства были куплены у наследников графа - саксонского министра, подражавшего в собирательстве своему королю Августу III. Среди шедевров собрания - полотна Рембрандта («Портрет учёного» и «Портрет старика в красном»), Рубенса («Персей и Андромеда»), Пуссена («Снятие с креста») и Ватто («Затруднительное предложение»), а также пейзажи кисти Рейсдаля. Среди итальянских картин выделялось полотно Тьеполо «Меценат представляет Августу свободные искусства», написанное около 1745 года для графа Альгаротти, а затем подаренное им Брюлю. Собрание этих картин оказалось в Эрмитаже стараниями русского посланника в Дрездене князя Андрея Михайловича Белосельского.

Конечно, во время создания коллекции не всё шло гладко. Иногда царице привозили подделки, выдавая их за произведения великих мастеров. Так, например, в 1779-м в Санкт-Петербург была доставлена партия картин, приобретённых агентом Екатерины II в Италии. Почти все они оказались копиями, причём не лучшего качества. А в 1771-м в Финском заливе утонул корабль, на котором находилась большая коллекция шедевров, приобретённых Д. А. Голицыным для императрицы в Гааге.

Князь Андрей Михайлович Белосельский и философ Дени Дидро.
Князь Андрей Михайлович Белосельский и философ Дени Дидро. Фото: Коллаж АиФ/ Татьяна Швецова

Стараниями Дени Дидро

В 1772 году в Кронштадт на судне «Ласточка» в 17 деревянных ящиках прибыл драгоценный груз, отправленный из Франции знаменитым философом Дени Дидро. Сам страстный любитель искусства, он купил для русской императрицы картины из знаменитого собрания Жозефа-Антуана Кроза и барона де Тьера. 

Финансист Пьер Кроза создал коллекцию из 400 картин, 19 000 рисунков, 1 500 резных камней, и отныне гости Екатерины II имели возможность на её вечерах-«Эрмитажах» - любоваться шедеврами мировой живописи. Среди них были «Святое семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана, «Даная» и «Святое семейство» Рембрандта, «Оплакивание Христа» Веронезе, «Рождество Иоанна Крестителя» Тинторетто, а также «Вакх» и «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» Рубенса, «Автопортрет» и «Портрет Вирджинио Чезарини» Ван Дейка, «Мальчик с собакой» Мурильо.

Помимо произведений итальянской, нидерландской, голландской и фламандской школ, собрание Кроза содержало работы почти всех крупных мастеров французской живописи XVII-XVIII вв.: от Валантена и Вуэ до Ватто и Шардена. Если Пуссен был представлен прелестными, не очень значительными вещами, подобными полотну «Амуры и гении», то среди произведений других мастеров выделяются превосходные картины - «Посещение бабушки» Ленена, «Итальянский пейзаж» Лоррена, «Пейзаж с прудом» Буше и «Прачка» Шардена, «Актёры Французского театра», «Военный роздых», «Тягости войны» Ватто.

Собрание Уолпола

Известие о намерении Джорджа Уолпола продать императрице Екатерине II собрание его знаменитого деда - выдающего государственного деятеля Роберта Уолпола - стало в Англии сенсацией и было расценено как национальное бедствие. 

Иоганн Эрнст Гоцковский, Генрих фон Брюль и Джордж Уолпол, 3-й граф Орфорд
Иоганн Эрнст Гоцковский, Генрих фон Брюль и Джордж Уолпол, 3-й граф Орфорд Фото: Коллаж АиФ/ Татьяна Швецова

Английское дворянство планируемой сделкой было крайне недовольно, так как считало собрание «национальным достоянием Британии». Но Екатерина проявила решимость, молниеносно приняла решение, и в 1779 году сделка состоялась. Почти две трети поступивших в Эрмитаж картин - работы Рубенса и Ван Дейка, Йорданса, Снейдерса. Считается, что за годы своего правления Екатерина Великая приобрела для бесценной коллекции Эрмитажа 3 996 картин. 

Чёрное время Эрмитажа

В 1929-1934 годах советская власть распродала часть эрмитажной коллекции. Было отобрано 2880 картин, 350 из которых - произведения значительной художественной ценности, а 59 - шедевры мирового значения. Многие из них приобретала Екатерина II. 48 знаменитых полотен - включая работы таких мастеров, как Ян ван Эйк, Тициан, Рембрандт и Рафаэль, - навсегда покинули Россию. 
- В 1929 году случился мировой экономический кризис, «Великая депрессия», - разъясняет доктор исторических наук Юрий Жуков. - Спрос на многие предметы советского экспорта резко упал. Но долги надо было отдавать. И власти активизировали торговлю музейными ценностями. 

Например, «Аллегория Вечности» Рубенса, пройдя через многочисленных посредников, в конце концов оказалась в галерее Музея искусств Сан Диего, «Банкет Клеопатры» Тьеполо был продан в Национальную Галерею Виктории в Мельбурне, картина «Пётр отрекается от Христа» Рембрандта отправилась в Городской музей Амстердама, «Портрет Титуса» Рембрандта хранится в Лувре, «Портрет Филиппа, лорда Уортона» Ван Дейка куплен за 250 тысяч фунтов стерлингов и сейчас хранится в вашингтонской Национальной галерее искусства, «Портрет Елены Фоурмен» Рубернса приобретён за 55 тысяч фунтов стерлингов и находится в лиссабонском музее Гюльбенкяна, «Портрет Титуса в костюме монаха» и «Отречение Петра» Рембрандта ушли в городской музей Амстердама.

Ушедшие в начале 1930-х годов на Запад картины теперь находятся в самых разных музеях, от Мельбурна до Вашингтона. В общей сложности за несколько лет из западноевропейского сектора Эрмитажа было продано экспонатов на 20 миллионов золотых рублей. 
 




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Когда в Петербурге включат отопление?
  2. Правда, что в Петербурге установлен температурный рекорд последних 136 лет?
  3. Как оформить визу в Финляндию после 1 сентября 2019 года?
Сколько денег вы потратили на обновление осеннего гардероба?