2238

Нимфа или «Степная баба». Как портят петербургские шедевры

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. Аргументы и факты - Петербург 16/11/2015
Нимфа на «доме печального ангела» потеряла лицо (ул. Восстания, 19).
Нимфа на «доме печального ангела» потеряла лицо (ул. Восстания, 19). © / Вероника Такмовцева / АиФ-Петербург

Однако это не первый случай реставрационного вандализма в Северной столице. Нанятые для работ непрофессионалы превращают атлантов, ангелов и апостолов в уродливых монстров. 

Это не мы!

Дом на углу улиц Восстания и Жуковского был построен в 1904-1906 годах по заказу Пантелеймона Бадаева, старосты домовой церкви при Петербургской духовной семинарии. Здание в стиле модерн более известно под названием «дом печального ангела».

В 1907 году проекту была присуждена серебряная медаль на городском конкурсе. Лепные композиции с изображениями аллегорий искусств расположены на обоих фасадах. Правый, выходящий на улицу Восстания, был отреставрирован в 2013 году, и теперь там вместо нимфы парит «степная баба» с лицом, покусанным пчёлами (см. фото). Это и возмутило градозащитников - несоответствие на региональном памятнике заметили только сейчас.

Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) ответил: «Лепную композицию испортили ещё до 1980-х годов». 

В 2013 году ведомство восстановило часть фасада, на котором и находится барельеф. Были отреставрированы все повреждённые детали декора с расчисткой от наслоений, но фигуру нимфы было решено просто покрасить. А уже потом, во время реставрации левого фасада, - восстановить.
Но процесс затянулся, денег не было. А с 1 января 2014 года в силу вступил новый закон, согласно которому все работы на фасадах ведутся за счёт Фонда капремонта. Считай, жильцов. Поэтому ближайшие годы нимфа по-прежнему будет пугать горожан. Самое интересное, что в этой аллегории изображены Живопись, Литература, Музыка и Скульптура - вот последнюю-то символично и обезобразили. 

Сэкономить на ангелах 

Однако «пластической операции» уже подверглись десятки произведений искусства в Санкт-Петербурге.


Ставшая «артритной» после реставрации рука атланта дома Бильдерлинга на Большой Морской, 53, «недоразвитые» мизинцы на ногах ангелов Исаакия, скульптуры с центральной башни Адмиралтей-
ства с руками-сосисками и ногами чудовищной толщины…

Этой осенью стало известно, что после реставрации вдвое «усохнут» скульптуры с базилики Святой Екатерины на Невском проспекте! Уже выбран победитель конкурса на копирование скульптур четырёх евангелистов Иоанна, Луки, Матфея и Марка и группы из двух ангелов за 42,7 млн рублей. Их поставят на место оригиналов, по аналогии с Летним садом, а прототипы для сохранности отправят в музей. Однако если скульптуры Летнего сада копировали с подлинников, то святых с базилики решили уменьшить в два раза. И таким образом сократить расходы в кризис - считают реставраторы.

В Смольном утверждают, что фигуры просто «пообтесались» во время предыдущих реставраций и новые размеры соответствуют заказу. По условиям конкурса скульптуры должны быть отреставрированы до 18 декабря 2015 года, но рассмотрят ли новые шедевры петербуржцы - большой вопрос.

Жилконторская реставрация

Дарья Васильева, градозащитница:

- Наш город убивают не только сносами. Это тоже убийство, так как подобные «степные бабы» появляются на каждой улице. После скандала с «домом печального ангела» мне постоянно присылают примеры реставрационного вандализма - скоро наберётся на отдельное издание КГИОПовского паноптикума. Сколько ещё в Санкт-Петербурге будет торжествовать «жилконторская реставрация» под госприкрытием?

Официальный ответ ведомства по дому Бадаева вызывает ещё больше вопросов. Почему чиновники не знают, что и когда произошло со зданием, находящимся в их ведении? На каком этапе нимфа потеряла лицо? То это авторский замысел, то ошибка советских времён…

Здание в 2001 году было включено в перечень вновь выявленных объектов культурного наследия, его должны были как минимум дважды осматривать, проводить экспертизу и фотофиксацию. Где все эти данные? И если барельеф уже был в таком диком виде, почему его не отреставрировали в 2013 году?

Сразу на память приходит история с домом Китнера на Фонтанке, где в результате капремонта крыши был уничтожен дореволюционный фонарь, а его заменила мансардоподобная установка с искажёнными пропорциями. Тогда КГИОП говорил: «Градозащитники приняли за парник историческую конструкцию». Пытаясь за неё выдать узбекский новодел. В то время как саму историческую конструкцию я лично видела в руинах. Не зря народ это ведомство уже называет - Комитетом Государственного Избавления От Памятников.

Архитектурные чудовища

О том, почему в последнее время реставрация по-петербургски стала синонимом вандализма, мы спросили у Владимира Сорина, который возглавлял реставрацию Колесницы Славы на арке Главного штаба, коней Клодта на Аничковом мосту, Александровской колонны и др. Однако потерял работу и здоровье после скандальной реставрации скульптур на Адмиралтействе. Мастер настаивал на воссоздании первоначального вида изваяний. 

- Сегодня реставрация - повод, как говорят те, кто этим занимается, «срубить бабло по-быстрому». Работающие в этом бизнесе люди пользуются тем, что у нас есть ценные памятники, на реставрацию которых выделяются деньги, и есть продажные госструктуры, отвечающие за их охрану. Эти структуры давно не выполняют свои функции и за мзду закрывают глаза на то, что реставрацией сегодня занимается кто попало.

Так, Исаакиевский собор реставрировала фирма, которая мостит дороги, каскад «Золотая гора» в Петергофе - компания, выпускающая катера… Любой, купивший лицензию, допускается к мировым шедеврам архитектуры! Затем нанимается бригада совершенно случайных людей. Как правило, это гастарбайтеры, которые не имеют никаких знаний об архитектуре и реставрации, да и по-русски не говорят.

Поэтому, за редким исключением, реставрация сейчас - это «помазать» краской. Что и произошло с барельефом на доме Бадаева. Сама лепная композиция «Аллегория искусств» (правая) вполне могла быть изуродована ещё в советское время, но во время «реставрации» 2013 года её не отреставрировали, а просто покрасили, как и все остальные элементы. Глядя на результаты этой работы, лично я не верю, что там трудились профессионалы.

К слову, расчистка объекта стоит две трети от сметы на реставрацию, эти деньги зачастую принято класть в карман. Образцов изуродованных шедевров - не перечесть. Фигуры на Адмиралтействе тому вопиющий пример. На мой отказ ставить туда этих уродов инспектор КГИОП сказала - снизу же не видно.

На самом деле видно всё! Ангел на Александровской колонне отчеканен с точностью ювелирного изделия. И так раньше делали все поверхности и детали - даже те, которое обращены вверх и снизу не рассмотришь и в бинокль. Потому что делали для Бога, а сейчас - ради наживы. Ленинградская школа реставраторов была самой передовой в мире, у нас учились специалисты из Англии, Франции, США… Сейчас эта традиция умерла. И мне стыдно за наш город, который превращают в помойку, что наши дети и внуки вырастут среди этих архитектурных чудовищ. 

Кстати

В 2012 году в Испании старушка, желая «отреставрировать» икону, безнадёжно испортила старинную фреску XIX века - главную достопримечательность города. Она просто пришла в церковь с красками и дорисовала лик Иисуса. Как говорят градозащитники, у старушки много «последователей» и в Санкт-Петербурге. 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах