Примерное время чтения: 8 минут
540

Новый взгляд на мир. Неужели икона - это комикс, а Бэтмен - карающий бич?

Каждый человек совершенно неожиданным образом может найти что-то свое в христианстве, иудаизме, исламе, буддизме…
Каждый человек совершенно неожиданным образом может найти что-то свое в христианстве, иудаизме, исламе, буддизме… личный архив

Католические священники все чаще появляются в сериалах, а мягкие игрушки древних богов на полках магазинов. Молодежь, не задумываясь, ежедневно упоминает имена Локки, Зевса или даже Осириса… С каких пор мы стали так близки к вере?

Религиовед и научный сотрудник Государственного музея истории религии Павел Тугаринов рассказал о связи религии и культуры и объяснил, действительно ли иконостас – это зарождающийся комикс, а Бэтмен – персонаж, сбежавший из Ветхого Завета?

Смещаем акценты

Евгения Агапова, SPB.AIF.RU: В кризисные времена многие люди обращаются к религии. Сталкиваясь, например, с материальными трудностями, они обращаются за помощью к богу. Почему так происходит?

Павел Тугаринов: Конечно же, любые кризисные моменты способствуют тому, что люди начинают чаще обращаться к религии. Но говорит ли нам это о росте подлинной глубинной веры? Есть ли в этом порыве тайна религиозного опыта? Социология нам на эти вопросы, конечно же, ответить не сможет.

С определенной долей вероятности мы можем сказать, что такие изменения в обществе скорее напоминают нужду в психологической поддержке, защите. Люди хотят как-то компенсировать временный дискомфорт, и приходят в храм в надежде найти поддержку, утешение. Но при этом всегда есть и возможность того, что в условиях экономической дестабилизации, в условиях того, что падает уровень материального обеспечения, люди хотят немножечко сместить акценты в своей жизни, подумать о бессмертной душе, если мы говорим о христианской традиции, или, например, о достижении нирваны в буддизме.

В конце концов, любая религиозная традиция, так или иначе, говорит о том, что не стоит особо увлекаться миром материальным. Необязательно предаваться радикальной аскезе (разве что немножечко в пост), просто взаимодействовать с внешним миром лучше осторожно, без фанатизма. 

А как религия связана с культурой человека?

- На самом деле, этот вопрос очень сложный. Но если мы проследим историю существования человеческого вида, то поймем, что антропологи даже у «денисовского человека» (древний подвид людей, живший около 300 тысяч лет назад, - прим. редактора) находят какой-то символический религиозный мир.

Мы видим, что в древности при захоронении использовался цвет охры – цвет жизни, покойников располагали по определенной оси, а могилы украшали цветами. Все эти факты указывают на то, что с глубокой-глубокой древности, с самого своего зарождения люди были религиозны. Религия – это не что-то внешнее, а что-то свойственное человеку, это загадка, которая запрятана внутри его сознания. Противопоставлять человека и культуру, говорить, что человек неожиданно для себя находит какие-то элементы религии в текстах культуры - неправильно. У людей просто может быть не оформлен религиозный опыт, но каждый из них совершенно неожиданным образом может найти что-то свое в христианстве, иудаизме, исламе, буддизме…

Конечно же, современная культура часто использует религиозные образы. Они встречаются в сериалах, комиксах, аниме. Мы действительно везде, так или иначе, прослеживаем эту образность, потому что самое яркое проявление любой культурной традиции - безусловно, религия.

Предельный символ

В нынешней культуре часто встречается образ пастора. В сериале «Флибег», например,  многих привлекает образ симпатичного католического священника, который придерживается целибата и не может вступать в отношения. Не искажает ли это истинный облик священнослужителя?

- Популярность таких сериалов, как «Флибег» и «Молодой папа» обусловлена тем, что это продукты постсекулярного мира (в постсекулярном обществе религиозные и светские перспективы находятся на равных основаниях, - прим. ред). В «Молодом папе» (в сериале сложный и эксцентричный человек внезапно избран на должность Папы Римского, - прим. редактора), например, с классической точки зрения герой должен вызывать ужас, но современный зритель видит в нем героя. Человек приходит и проявляет свою волю, противостоит с одной стороны глобальному либеральному миропорядку, а с другой – закостенелому внутрицерковному. Персонаж оказывается абсолютным маргиналом, так как он борец и революционер. Во «Флибег» (сериал рассказывает о молодой девушке, которая живет в Лондоне и встречается с разными людьми, но во втором сезоне появляется персонаж-священник, - прим. ред) другая история. Тут много образов, которые, во многом завязаны на сексуальности. Впрочем, в контексте нашего времени это смотрится крайне любопытно. Современность часто упирает на произвольном выборе идентичности, оторванном от коллективных устоявшихся паттернов, и часто выбор идентичности оказывается завязан на различные формы сексуальности. Но асексуальность – это же тоже форма сексуальности! И получается, что асексуальность (определение людей, которые не испытывает сексуального влечения, - прим.ред) и целибат священника могут стоять рядом в одном ряду. Конечно, консервативному человеку такую точку зрения принять нелегко, да, наверное, и не стоит её принимать, однако в рамках молодежных субкультур эта интерпретация допустима. Отмечу, что в любом из этих сериалов священник остается священником. Там нет ничего, что могло бы действительно серьезно оскорбить религиозного человека.

Да, по сюжету «Флибег» молодой человек иногда выпивает, захвачен любовной страстью, однако он все равно в итоге делает свой выбор в пользу церкви, целибата, а не в пользу жизни во грехе. Как это может оскорбить? Здесь все остается так, как надо. Это путь человека, который выбирает Бога.

Вы сказали, что в сериалах нет ничего, что может оскорбить верующего человека. Но почему же тогда использование отдельных символов постоянно вызывает жаркие споры, и люди действительно обижаются?

- Потому что это символ. Предельность символа заставляет человека дойти до определенных экзистенциальных граней: пойти на смерть, пожертвовать собой, или даже убить. Символ пределен, но не обязательно может быть связан с определенной религиозной традицией – это может быть и флаг страны, и воинское знамя победы.

А вот оскорбить подлинно религиозного человека на самом деле довольно сложно. Если религиозные символы используются в популярной культуре, то в этом ничего страшного нет. Это может даже порадовать, ведь есть шанс, что они способны привести человека к обращению в религиозную традицию. Конфликт возникает тогда, когда эти символы оказываются апроприированы, когда популярная культура, по сути, берет и претендует на то, чтобы захватить область религиозного, присвоить ее себе.

Получается, что вселенные Marvel и DC выступают в роли проповедника?

- Комиксы связаны с религиозным искусством с самого своего основания. Ведь что такое комикс? Это последовательность изображений, сопровождаемая определенным текстом. Если мы зайдем в православный храм, то увидим, что там есть последовательность изображений, которая сопровождаются текстом. Например, пророческий ряд в иконостасе. Фрески в египетских пирамидах, - это тоже в какой-то степени комиксы, которые рассказывают о загробной участи человека, например, о суде Осириса над душой.

Популярные комиксы, относящиеся к вселенной Marvel и DC, содержат бесчисленное количество различных отсылок к религиозным традициям. В «Бэтмене», например, многое строится на идее равного воздаяния. Некоторые исследователи комиксов пишут о Бэтмене, как психически нездоровом человеке, у которого очень глубокая детская травма, из-за которой вся его жизнь - бесконечная вендетта миру. В ветхозаветной этике есть идея равного воздаяния: око за око, зуб за зуб. В данном случае Бэтмен представляет закон и наказание, которое идет свыше, но оно воплощено именно в идее симметричного воздаяния: за зло в ответ придет аналогичное.

Если же Бэтмена деперсонифицировать, убрать как личность, лишить его некоторой свободы воли, то его можно представить в роли карающего бича. Он как раз выправляет наш мир, представляя собой инструмент праведного гнева. Однако праведный гнев не может быть человеческим, потому что на это должна быть божественная воля, она не познаваема нами, в отличие от Бэтмена, за чьими душевными терзаниями мы наблюдаем уже ни один десяток лет.

«Иначе это был бы не Петербург»

Петербург часто называют городом всех религий. Почему?

- Петербург с самого своего основания представлял собой многоконфессиональный город. Петербург же даже строили люди разных религиозных верований, поэтому для этого города абсолютно органично присутствие различных религиозных традиций: везде можно увидеть православные храмы, лютеранские или католические церкви, мечети… неорганичным было бы как раз именно их отсутствие. К тому же это усиливается всемирностью христианства, для которого «нет ни эллина, ни иудея». Для христианской культуры, а русская культура, безусловно, испытала сильнейшее христианское влияние, несвойственно неприятие человека, исходя из этнических предпосылок.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах