Примерное время чтения: 6 минут
111

Наталия Фиссон: «Стране нужны люди, умеющие вдохновлять»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. Аргументы и факты - Петербург 07/05/2014

11 мая у Наталии, самой яркой клоунессы Петербурга, юбилей, она приглашает горожан повеселиться на своём «Рыжем БенеФиссе».

Смягчить «острые углы»

Елена Петрова, «АиФ-Петербург»: - Наталия, сейчас ситуация в стране - непростая. Какое уж тут веселье?

Наталия Фиссон: - Наш театр «Комик-трест» несёт взгляд на мир, которого России недостаёт. Ведь посмотреть с иронией, значит - открыть в себе новые ресурсы и возможности. Недаром наш девиз: «Лучше смеяться над нами, чем плакать над собой». Ирония лечит и открывает горизонты.

- Зная историю вашего театра, понимаю, что такая позиция неслучайна. Сохранять оптимизм, как и сам «Комик-трест», многие годы удаётся вашему руководителю Вадиму Фиссону - инвалиду-колясочнику.

- Вадим не относится к себе, как к инвалиду, он позитивен и оптимистичен. Это настоящий мужчина и очень весёлый человек. А в шоу «Антоний и Клеопатра» его инвалидная коляска превратилась в такую мощную колесницу бога войны Марса, что байкеры позавидовали. Кстати, увидев эту историю, лицедей Анвар Либабов задумал шоу-парад колясочников. Вот уже несколько лет мы вместе проводим такие театрализованные шествия. Главное, что сами участники проявляют фантазию и оптимизм.

- «Лёгкий жанр» помогает решать серьёзные проблемы?

- Без сомнения. Этому же служит социальная программа «Театр - доступная среда». Приглашаем на свои спектакли многодетных мам, которые не в состоянии купить билеты сразу на всю семью. А теперь стали звать и многодетные семьи гастарбайтеров. Многие из них и в центре города-то не были, тем более - в театре.

И даже не все ребятишки говорят по-русски. Ну, а наш театр понятен, ведь он - пластический. Потянулся ручеёк таких зрителей, причём благодарных. Для них Петербург открывается с новой стороны, перестаёт быть незнакомым и враждебным. Если бы таких программ было больше, увеличилось бы и количество людей, готовых к диалогу. Более целенаправленной и продуманной культурной политикой государство может смягчать многие «острые углы». 

Кто у руля?

- А в современном российском бизнесе для культуры место есть?

- И в этой сфере культура помогает выйти на новый уровень, недаром в Москве создана школа нравственного лидерства. Я эту тему знаю, потому что серьёзные фирмы приглашают вести тренинги для топ-менеджеров. Появляется тенденция: не покупать управленцев в стране или за рубежом, а растить, выбрав талантливых из своих.

Дело ещё и в том, что у нас, впрочем, как и на Западе, ощущается демографический кризис. Молодых мужчин не хватает, ресурс - женщины и люди с ограниченными возможностями. Женщин-управленцев становится всё больше, а рабочие кадры нужны всё более квалифицированные. Выясняется, что если человек в школе ещё и самодеятельностью занимался или самолётики клеил, то творческий потенциал у него больше и обучается быстрее. Значит, денег на него тратится меньше. Бизнесмены пришли к тому, что нужно открывать рядом со школами клубы с кружками, и в профессиональном обучении не забывать о культурном росте. Олигархи берут на себя решение задач, которыми не успевает заниматься государство. Они работают над тем, чтобы у руля стояли люди, умеющие вдохновлять. На Западе все эти тенденции проявляются больше, но ощущаются и у нас. 

«Там» не получается

- Ваш театр считает своей задачей вселять в людей оптимизм. Этому послужит и «БенеФисс»?

- Надеемся сделать для города праздник. Тем более что мне посчастливилось родиться в один день с Сальвадором Дали, и я с радостью посвящаю свой юбилей 110-летию маэстро. У него с нашим городом родственные души. Петербург - серьёзен, но, может, именно это и порождает алогичное, парадоксальное мышление. Это город авангарда и эксперимента, а линия идёт от Гоголя до Хармса, митьков, лицедеев и других лирических чудаков. Памятник Гоголю в Петербурге есть, а нужен и памятник Хармсу, или улица, названная в его честь. Такие люди преодолевают штампы житейских представлений о мире, улучшают нравственное здоровье города. С ними проще выстоять на изломе времён.

Петербург и с Россией мог бы поделиться юмором и оптимизмом! Хорошо бы сделать культурный десант по стране театров малых оригинальных форм, а не только классических. «Комик-трест» с радостью поехал бы и в Крым, и - не поверите - в Чечню. Но для таких десантов нужна поддержка государства.

- Однако «экспериментаторов» государство всерьёз не поддерживает и относится к ним с опаской…

- В Петербурге поддержка ощущается. А насчёт «опаски», так уличный импровизированный театр, не поддающийся контролю и цензуре, в разные времена преследовали и во многих странах. Рты прикрывали, недаром в Италии появилась пантомима. Скоморохи - древнерусская традиция, и по отечественной же традиции они подвергались гонениям за острословие и «глумление». 

- Ваш театр склонен к пантомиме, и существуете уже почти четверть века… Я вспоминаю перестройку: люди массово уезжали из страны, а вы поразили заявлением, что никогда и никуда из России не уедете. Что помогает сохранить патриотический настрой?

- Да, в то время все уезжали, а мы провожали. Потом «Комик-трест» сам стал много путешествовать, мы гастролировали едва ли не во всех странах мира. Но настрой не изменили. Всё-таки «там» не получается заниматься творчеством, там всё другое, хочется ходить и смотреть, а творчество требует погружения. 

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах