109

«О' Хортен»: Поэтика одиночества

Режиссер: Бент Хамер

В ролях: Борд Ове, Эспен Шенберг

Кому смотреть: Всем, кому грустно и одиноко

Наш рейтинг: 9.0

Жил-был в Осло скромный машинист электрички Одд Хортен. Он привык все делать четко, по расписанию: водить поезда, собирать утром на работу термос с чаем, возвращаться домой в одно и тоже время. Особого счастья такой жизненный подход ему не принес: Хортен одинок, у него нет ни жены, ни детей, а вся его семья – это старая мать, которая его уже не узнает, да коллеги-машинисты. А когда Хортена отправили на пенсию, из-под него словно выбили почву: так как больше в его жизни практически ничего нет, смысл существования, по большому счету, оказался потерян. Осознание этого факта приходит не сразу, и тому способствует не только выход на пенсию, но и ряд удивительных событий, которые лишний раз дают герою возможность оценить и осознать свое одиночество, а также увидеть одиночество, неприкаянность других.  Хортен с удивлением начинает замечать то, что раньше не видел просто в силу четкой упорядоченности своей жизни, не предполагающей шага влево или вправо. Но видит он только грусть и меланхолию.

В итоге Хортен совершенно выбивается из собственного графика, начинает бесцельно бродить по городу, а в финале вдруг берет старые лыжи и прыгает со старого заброшенного трамплина. Прыгает в пустоту. Все это было бы грустной, но банальной, растянутой историей одного самоубийства, если бы не ряд обстоятельств. Во-первых, во время своих блужданий по Осло Хортен попадает в массу забавных ситуаций. Нет, это не комедия положений: тут все гораздо тоньше. Легкая ирония, забавные, но в тоже время трогательные бытовые подробности (один старик в кимоно, демонстрирующий древний метеорит в собственном шкафу, чего стоит) и какие-то совсем уж фантасмагоричные зарисовки – все это выливается в какую-то светлую печаль, в то, что можно было назвать не смехом даже, а «улыбкой сквозь слезы». Для этого авторы намеренно сталкивают обыденное с необычным. Во-вторых, «О' Хортен» ладно скроен собственно как кино: тут есть очень тонкая и внимательная к деталям режиссура (напрашиваются сравнения с Дарреном Аранофски), безупречная игра актеров (впрочем, скандинавы иначе, кажется, и не умеют – они всегда буквально живут в кадре!) и шикарный саундтрек Джона Эрика Каада, который по настроению чем-то напоминает музыку к «Амели».

Получается этакая изящная поэтизация самоубийства, смерти и одиночества. Светлая грусть, транслировать которую скандинавское кино умеет, пожалуй, лучше всех. Учитывая, что режиссер все-таки оставил финал открытым и предложил два варианта развития событий, фильм можно назвать попыткой самотерапии для наших скандинавских соседей ( но не только для них, конечно), где, как известно, уровень самоубийства всегда чрезвычайно высок. Впрочем, основная мысль картины ясна, и она все-таки вряд ли порадует законченных оптимистов: лучше уйти красиво, в полете и под шикарную музыку, чем уныло брести по бренной земле. Хотя мы-то с вами знаем, что еще лучше – красиво жить ... 

ТРЕЙЛЕР ФИЛЬМА

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах