196

Неоднозначный гений

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. Аргументы и факты - Петербург 20/04/2011

«Оставьте всё…» - написал Петра I, уходя из жизни. Кому, что? Эти слова царя-реформатора до сих пор будоражат историков, кинематографистов.
 
Скора на экраны выходит фильм «Пётр Первый. Завещание». Картина снята по роману Даниила Гранина «Вечера с Петром Первым» и раскрывает «белые пятна» в жизни царя.
 

Даниил Гранин: «Он знал, что и как надо делать»

- Рад, что Владимир Бортко, режиссёр, который мне интересен, взялся за эту картину. Что Елизавета Боярская играет главную женскую роль. Речь идёт о финале жизни Петра. Мне было достаточно трудно и то, что я сделал, - спорно. Но интересно.
Фигура Петра много значит не только в истории России, но и всей Европы и до сих пор остаётся загадочной, непонятной. Откуда появился такой человек? Откуда в этом дремотном Кремле вдруг возникла такая энергия, влюблённость в море в сухопутной стране? Какие-то вещи, связанные с Петром и его подвижниками, в фильме поясняются. Происходит, например, демифологизация фигуры Меньшикова, которая очень завзято преподносилась нашими историками.
Спрашивается, а почему сегодня нет личностей такого масштаба? Полагаю, что Пётр совпал с тем, что требовалось России. Это нечасто случается в истории. России надо было выйти к морю, стать просвещённым государством, она нуждалась в европейской сути своей жизни. Петр пошёл на это. У него было три качества, которые помогли ему осуществить задуманное: он знал, что делать, как, и у него была на это воля. У сегодняшних правителей таких качеств нет.
Я несколько раз присутствовал на съёмках. Там шла огромная работа осмысления и понимания чрезвычайно противоречивой натуры самой России того времени. Мне кажется, что многое удалось сказать по-новому - как это увидел Владимир Бортко.

Елизавета Боярская: «Его никто не понимал, как моя героиня»

- Когда Владимир Бортко предложил мне сниматься в фильме о Петре I - сомнений в ответе не было. Это большая ответственность продюсеров и режиссёра - браться за такую картину. Правда, я не сразу могла предположить, какая роль будет предложена именно мне. Ведь я совсем не знала о существовании в жизни Петра Марии Кантемир, о том, что у них была такая романтическая связь. Интересно было видеть Петра иным, отличающимся от традиционного образа. Мы знаем его как правителя, строителя флота, реформатора, который «Россию поднял на дыбы». А здесь он одинокий, ему даже не с кем поговорить.
Для меня открытие, что в последние годы жизни самым близким ему человеком стала такая молодая и, казалось бы, совершенно неопытная девочка. Но она оказалась настолько схожей с ним по своему стержню и цельности, что была единственной, кто в полной мере его понимал. Она была равна ему, несмотря на свой юный возраст. К ней он чувствовал и любовь, и доверие, видел соратницу, друга, мать своего будущего ребёнка - чего, к сожалению, не случилось.
Съёмки были непростыми. Нелегко было найти подлинные интерьеры, не всегда нас туда пускали, часто не «попадала» погода, но мы справились. Была настоящая творческая работа с 8 утра до позднего вечера. Максимальные усилия при максимальном удовольствии - это нечасто бывает.
Мне было любопытно поработать с отцом, хотя мы уже встречались у Аллы Суриковой в фильме «Вы не оставите меня», тоже играли отца и дочь. Я боялась, что он будет относиться ко мне по-отцовски, мне бы это мешало. Но папа выбрал правильную линию - мы были стопроцентными партнёрами, коллегами, как с Балуевым, другими артистами. «Мотор!» - и мы становились отцом и дочерью Кантемир. Мне кажется, зрителю будет интересно узнать новое о судьбе Петра и людей, которые его окружали.

Владимир Бортко: «Смерть была кстати?»

- Ранее то, что снимали о Петре, крутилось вокруг либо строительства флота, либо убийства собственного сына. В нашей картине речь идёт о его последних днях, он умирает на глазах у зрителя. Такого ещё не было. Я вижу трагедию Петра, творца, императора, трагедию любви. Елизавета, любящая дочь, подносит бумагу, и он слабеющей рукой пишет: «Оставьте всё…» Кому, что? И что делать дальше? Как ведут себя его помощники, которых он поднял из ничего? Они гениальные исполнители, менеджеры, как Меншиков, но без него они - никто. Кстати, мало кто знает, что в то время шёл развод с Екатериной, готовился суд над Меншиковым. Еще немного - и он болтался бы в петле. Так что смерть царя для многих оказалась весьма кстати.
Очень важным было найти исполнителя на роль Петра. В нашей картине его играет Александр Балуев. Когда я понял, что Балуев - царь? Не сразу. Я его даже снимать не хотел, рассматривал других весьма достойных претендентов. Но здесь важно ощущение: царь ты или нет? Надо, чтобы у человека были черты, заставляющие его слушаться. Это врождённые качества, и я рад, что с Балуевым мы не ошиблись. Ему предстояло стать человеком, гениальность которого очевидна. Пётр изменил течение жизни нашей страны, раздвинул пределы государства, дал толчок для развития науки, искусства, промышленности. Другое дело, что он - гений неоднозначный. Но добренького товарища с крылышками не бывает нигде, тем более в такой должности, как император всея Руси. Так что это фильм о России, её ошибках, трагедии и любви.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах