Примерное время чтения: 4 минуты
3189

Масштаб личности. Олег Басилашвили о звёздах и сказках на новый лад

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. Аргументы и факты - Петербург 14/01/2015

Стали великими?

- У нас сейчас все гениальные, все звёзды, а я звездой могу назвать только несколько человек, которые уже ушли от нас. Как выразился Олег Павлович Табаков, для меня он «Лёлик», поскольку мы вместе учились в студии Московского художественного театра: «Мы стали великими после того, как все действительно великие умерли». 

Станиславский, Ньютон, Эйнштейн, Ломоносов, Пушкин - люди такого уровня, конечно, необходимы человечеству, без них мы гаснем, становимся ничтожествами, стадом. И мы всё ждём, что кто-нибудь нам укажет путь, скажет, как надо жить. Даже мне, бывает, задают такие вопросы. Сразу отрезаю, что за ответами надо обращаться не ко мне.

Но есть люди - и не обязательно называть их звёздами - которые в каждого из нас вселили что-то хорошее. Яркий пример - Эльдар Рязанов.

Я работал со многими режиссёрами, но сейчас хочу говорить о нём, поскольку Рязанов болеет. Рядом с ним находится жена Эммочка, которая шлёт мне эсэмески, как Эльдар Александрович себя чувствует. Наше знакомство началось много лет назад, когда Рязанов пришёл к нам в БДТ на спектакль «Мольер», в котором я играл короля Людовика XIV. По окончании спектакля Эльдар Александрович зашёл в гримёрку, поблагодарил всех и напоследок сказал: «Олег Валерианович, я как-то не очень понимаю, почему я вас до сих пор не снимал?», на что я нагло ответил: «Я тоже не понимаю, по-моему, это глупость». И он взял меня в картину «Служебный роман», а наше творческое содружество переросло в человеческую дружбу.

Рязанов сделал громадное количество фильмов, посвящённых каждому из нас, посеял в душах уверенность в том, что мы можем сопротивляться злу и насилию. Его фильмы - это сказки, но на современный лад. В них не совсем то, что происходит на самом деле, но при этом они необычайно жизненны. 

Люди как люди

Мне многие годы было никак не отказаться от мысли, что после просмотра фильма люди станут лучше, что-то поймут. Но… какими люди были, такими и остаются. Как сказал мой герой Воланд из «Мастера и Маргариты»: «...люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было. Ну, легкомысленны… Квартирный вопрос только испортил их».

И всё-таки после встречи с искусством что-то остаётся. Я вот ребёнком в 1941 году до войны посмотрел во МХАТе спектакль «Синяя птица» в постановке Станиславского и до сих пор помню до мелочей.
Конечно, многое зависит от создателей спектакля. Признаюсь, что когда рядом был Георгий Александрович Товстоногов, я не мог вполне оценить масштаб его личности. Зато сейчас, сталкиваясь с современными режиссёрами, понимаю, кто это был. Товстоногов приучил меня к разноплановым ролям: от чеховского интеллигента до «человека с простым лицом», как в спектакле «Энергичные люди» по пьесе Шукшина.

И в кино мне хотелось выйти за рамки собственной индивидуальности. Ведь играть самого себя - очень легко, что и делают многие сериальные артисты. Важен режиссёр. Тот же Рязанов, этот громадный человек с кипящей энергией, заставлял артистов выходить за рамки возможностей.

…У меня часто спрашивают совета, стоит ли поступать в Театральный институт. Отвечаю: «Не поступайте!» Артист - самая трудная и неблагодарная работа. Из ста тысяч человек только пять-десять добиваются успеха, материального благополучия. Назову зарплату среднего актёра нашего Большого драматического театра - 9 тысяч рублей. У меня - 16 тысяч, вот и проживите.

Я знал людей, которые отдавали искусству всю свою жизнь и ничего за это не имели. А другим повезло, но это лотерея. Если удаётся достичь чего-то - ты доволен. Но всё-таки почти никогда творческий человек не удовлетворён тем, что сделал. Поэтому многие так трагически кончали жизнь. Чего-то не хватало для счастья.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах