Примерное время чтения: 7 минут
1565

«Я – бетховенского типа». Борис Эйфман о новой книге и юбилее театра

Яна Хватова / АиФ

В Парке культуры и чтения «Буквоед» на Невском проспекте состоялась презентация книги «Театр Эйфмана. Иное пространство слова». Книгу представили ее автор, искусствовед Татьяна Боборыкина и лично балетмейстер Борис Эйфман, чьи эссе вошли в сборник. Хореограф рассказал поклонникам о том, как создавалось произведение, а также подвел итоги своей деятельности накануне 40-летнего юбилея Театра балета. 

«Балет – шифр, к которому нужно найти ключ»

На создание книги «Театр Эйфмана. Иное пространство слова» у литературоведа Татьяна Боборыкиной ушло несколько лет, зато теперь сборник стал настоящим подарком для поклонников балетмейстера. В книгу вошли эссе и фотографии, посвященным четырем балетам, поставленным по мотивам произведений русской классики: «Анна Каренина», «Онегин», «Чайка» и «По ту сторону греха» по сюжету романа «Братья Карамазовы».

По словам Боборыкиной, во время составления книги она сделала много открытий в творчестве Эйфмана.

«Постичь тайну Бориса Яковлевича невозможно, - призналась искусствовед. – В книге я стремлюсь приоткрыть эту тайну для себя. В балете есть послание нам, которое мы должны разгадать. Балет – шифр, к которому нужно найти ключ».

Татьяна Боборыкина рассказала о трудностях при написании книги. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Как рассказал сам балетмейстер, в сборнике пространство слова открывается через движение тела. Для Эйфмана самым ценным в книге стало новое пространство слова и познание им искусства – переход слов и строчек в танец, в балетный театр.

Несмотря на многолетний труд и огромный опыт, составлять сборник было очень нелегко.

«В моей жизни все происходит долго и мучительно, - объяснил Эйфман. – Есть разные художники. Моцарт не успевал записывать музыку, он записывал ее на рукавах, на манжетах. Бетховен мучился, сидел над каждой нотой. Я – человек бетховенского типа. Мне было трудно приблизиться к идеологии типографии. Надо было приблизиться к эстетике театра – красочной, зрелищной, захватывающей эмоционально. Надо было собирать фотографии, работать с текстом. Книга рождалась в мучениях, но, когда она вышла, я бы с радостью бросился опять в эти муки».

По словам Эйфмана, все его балеты рождались в творческих муках. Фото: АиФ/ Яна Хватова

«Балетмейстерами не становятся, ими рождаются»

В 2017 году Театр балета Бориса Эйфмана отметит 40-летний юбилей.

«Моисей сорок лет водил людей по пустыне, - отметил хореограф. – Так же и я. Надеюсь, к юбилею мы придем к пониманию высокого искусства балетного театра. Но главное достоинство нашего театра – мы не изменили себе в течении этого времени».

В преддверии серьезной даты Борис Эйфман вспомнил свой творческий путь с самого начала. По мнению хореографа, судьба помогала ему в творчестве, но и он сам не прекращал работать ни на секунду.

В детстве Борис Яковлевич мечтал стать кинорежиссером, однако судьба распорядилась иначе. По воспоминаниям Эйфмана, сцены для балета он начал сочинять в 13 лет, а уже в 16 поставил свой первый балет по мотивам фильма «Путевка в жизнь». Он назвался «Беспризорник». На дальнейшее творчество хореографа повлияли западное искусство и его учителя – Роман Якобсон и Юрий Григорович, у которых балетмейстер научился импровизации и конструкции хореографии.

«Балетмейстерами не становятся, ими рождаются, - уверен Эйфман. – Я убежден, что в каждом человеке есть талант, но ему часто мешает человеческая природа. Как раз об этом мой последний балет – «Up & Down».

Эйфман рассказал о приближающемся 40-летнем юбилее своего театра. Фото: АиФ/ Яна Хватова

В 80-х годах Эйфману пришлось нелегко. Его не выпускали за границу, когда вся труппа выезжала на гастроли, провоцировали на эмиграцию, запрещали спектакли. Репетировать было негде – приходилось скитаться по разным театрам. В 80-е годы Борис Эйфман представил балет на музыку практически запрещенной в Советском Союзе группы «Pink Floyd». На премьере балета присутствовал Юрий Любимов. После окончания он подошел к нему  и спросил, кто из знакомых у него в политбюро. Хореограф подумал и ответил: «Все». Какое-то время балетмейстер считал, что «Мастер и Маргарита» будет его последним спектаклем, однако театр смог справиться с трудностями и преодолел все препятствия на пути.

«Единственное, что бы я хотел делать в жизни – сочинять хореографию, - говорит Борис Эйфман. – Больше меня ничего не интересует». 

«Хореографу нельзя без артистов»

Несмотря на мучения во время написания книги о четырех балетах, Эйфман уже мечтает выпустить новую книгу – к 40-летию театра. Она станет своеобразной летописью о Театре балета.

«В ней будет меньше Эйфмана, но больше артистов, - рассказывает балетмейстер. – Хореографу нельзя без артистов. Я выхожу к ним и реализовываю вместе с ними свои идеи. Не будет артистов – идеи умрут во мне. Книга будет о людях, которые прошли со мной весь путь – это актеры, механики, осветители, администраторы».

Хореограф раскрыл поклонникам секрет главного подарка ко дню рождения Театра балета. К 2017 году «Первый канал» снимет многосерийный фильм о Театре балета Бориса Эйфмана.

Книгой, рожденной в сотрудничестве с Татьяной Боборыкиной, балетмейстер остался доволен. Хореограф предупредил, что поклонникам не стоит искать в ней ответы на вопросы, возникшие у них в ходе просмотра его спектаклей, поскольку их просто не существует.

«Иногда я сам задумываю одно, а потом Аннушка бросается под поезд, - отметил хореограф. – Не нужно разгадывать загадки в балетном спектакле. Театр – не загадка, а познание самого себя через высокое искусство».

Балетмейстер пообщался с поклонниками и раздал автографы. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах