Примерное время чтения: 9 минут
4350

Актер без школы. Как к Кириллу Лаврову пришла поздняя слава

15 сентября исполняется 90 лет со дня рождения народного артиста СССР, Почётного гражданина Санкт-Петербурга Кирилла Юрьевича Лаврова.

Его биография была характерна для советского человека, а вот карьера выбивалась из общего ряда, ведь Лавров не учился в театральном институте, он и школу-то из-за войны не закончил.

На профессиональную сцену вышел в 25 лет и не один год играл в массовке. Первую большую роль в кино получил в 34 года. И, всё-таки, главный роман всей его жизни состоялся: более полувека он служил искусству и достиг высот в любимой профессии.

От Ленинграда до Курил

Родился Кирилл в Ленинграде в 1925 году в актёрской семье. Был крещён в храме Леушинского подворья в Озерном переулке. Учился во Второй школе Володарского района - теперь это 155-я гимназия Центрального района. Шла обычная жизнь, но в конце 1930-х Кирилл остался без родителей. После убийства Кирова в Ленинграде начались репрессии против интеллигенции и мать с отцом «от греха подальше» уехали в Киев.

Кирилл жил с бабушкой Елизаветой Акимовной. Интересно, что дед - Сергей Васильевич, директор гимназии Императорского гуманитарного общества - после революции эмигрировал в Белград, а вот бабушка не захотела покинуть родину. (О судьбе деда было мало что известно, пока в 1960-х годах Кирилл Юрьевич, находясь на гастролях в Белграде, не отыскал его могилу, узнал, что тот скончался ещё в 1944 году. По воле случая, Лавров даже получил в подарок портрет деда, хранившийся у священника кладбищенской церкви).

С началом Великой Отечественной войны 15-летний Кирилл оказался в эвакуации в Сибири, работал грузчиком, токарем на заводе и рвался на фронт, хотя годами не вышел. Военкомат направил Лаврова на учёбу в Астраханскую военно-авиационную школу механиков. Жизнь будущего артиста на семь лет оказалась связанной с армией, он служил техником на одном из Курильских островов, где готовил к боевым вылетам пикирующие бомбардировщики. По воспоминаниям Кирилла Юрьевича, в свободное время заняться было нечем, и тогда организовали самодеятельный театр. Ставили классику, и Лавров оказался ведущим актёром. В 1950 году он демобилизовался и решил, что свяжет свою жизнь с театром.

Как снег на голову

Но в театральный институт поступить не удалось, ведь Кирилл не закончил школу, и не имел аттестата зрелости. Тогда он поехал в Киев, к отцу, который был одним из ведущих актёров Театра имени Леси Украинки.

Кирилл Лавров и Андрей Мягков в фильме «Братья Карамазовы», 1968 год Фото: Кадр из фильма

Юрий Сергеевич не очень обрадовался приезду 25-летнего сына, с которым не виделся много лет, тем более, что Кирилл рассчитывал жить у отца, хотя у того давно была новая семья. Однако вскоре отец и сын подружились, тем более, что оба были людьми остроумными и оптимистичными. Кирилла зачислили в группу артистов-стажёров Театра имени Леси Украинки, он выходил в массовке, а затем и в небольших ролях.

Наставником в профессии стал отец, а также руководитель театра Константин Хохлов, который работал ещё со Станиславским. Ну а затем Хохлова назначили художественным руководителем ленинградского Большого драматического театра, и он пригласил с собой Лаврова. На ленинградской сцене Кирилл успешно сыграл несколько ролей, впрочем, с Хохловым проработал недолго – тот скончался. А в театр пришёл новый главный режиссёр - Георгий Товстоногов.

Этого мастера, работавшего прежде в Театре им. Ленинского комсомола, Лавров знал. После армии он мечтал работать у Товстоногова, имя которого уже начинало греметь. Однако Георгия Александровича не заинтересовал претендент-армеец, и хоть Лавров неоднократно ловил режиссёра на выходе из театра, добиться прослушивания так и не удалось.

Товстоногов не отпустил!

И вот - новая встреча, теперь уже в БДТ. Поначалу значительных ролей Лаврову новый главный не давал, зато молодого актёра заприметил и позвал к себе Николай Акимов, возглавлявший Театр комедии. Кирилл пришёл к Товстоногову с заявлением об уходе. Совершенно неожиданно Георгий Александрович воспротивился, и предложил Лаврову остаться ещё на год, а там мол, будет видно.

Как вспоминал Кирилл Юрьевич, он сразу согласился, а по-поводу неожиданного внимания Товстоногова высказывал такую версию: Товстоногов и Акимов были творческими соперниками, и, возможно, Георгий Александрович просто не захотел «делиться» подающим надежды актёром. Ну а Акимов не разговаривал с Лавровым целый год.

Дальнейшая история становления артиста известна ленинградско-петербургским театралам, которые ночами простаивали у кассы БДТ, чтобы купить билеты на спектакли. Во многих Лавров играл главные роли, а всего за его плечами - почти пятьдесят легендарных постановок Большого драматического.

В 1989 году, после кончины Товстоногова, именно Лаврова коллектив избрал руководителем театра. Кирилл Юрьевич не был режиссёром, поэтому искал талантливых постановщиков, решал финансовые проблемы, в самых трудных условиях старался сохранить труппу. Он оставался на своём посту до конца жизни.

Авторитет мастера был высок во всей стране. Он стал заметной политической фигурой: избирался народным депутатом, возглавлял Ленинградское отделение Всесоюзного театрального общества. Лаврову удавалось оказывать влияние на государственные решения в области театра и кино. Кириллу Юрьевичу присвоили звание Героя социалистического труда, ну а правительственные награды и театральные премии трудно перечесть.

Именно благодаря уважению к Лаврову, Большой драматическому передали после реставрации старинный Каменноостровский театр, где теперь располагается Новая сцена.

От рабочего до прокуратора Иудеи

Первую эпизодическую роль в кино - рабочего-каменщика - Лавров сыграл в 1955 году в картине «Васёк Трубачёв и его товарищи». А в популярном в те годы фильме «Максим Перепелица» Кирилл снялся в настолько маленькой роли армейского фотокорреспондента, что его фамилию даже не указали в титрах. И вот, наконец, пригласили на главную роль - лейтенанта Кости Ласточкина в картине «Ссора в Лукашах».

Дальше кинокарьера пошла, как в убыстренной съёмке, Лавров сыграл почти в 80-ти фильмах. Пожалуй, самыми запоминающимися стали его работы в картинах «Живые и мёртвые», «Братья Карамазовы», «Укрощение огня», «Стакан воды», «Мой ласковый и нежный зверь», «Колье Шарлотты».

Особняком стоят несколько ролей, к примеру - Барона в телесериале «Бандитский Петербург». Некоторые из поклонников упрекали Лаврова за то, что он «опустился» до роли вора в законе. На это Кирилл Юрьевич отвечал, что ему интересно играть отрицательные персонажи. К тому же, в исполнении Лаврова, образ получился глубоким и многогранным.

Роль прокуратора Иудеи Понтия Пилата в «Мастере и Маргарите» тоже вызвала нарекания, мол, артист уже стар для этого персонажа. Тут вступился режиссёр Владимир Бортко, который заявил, что для этой роли ему нужен был не просто исполнитель, а артист - ЛИЧНОСТЬ.

Едва не загубили кинокарьеру Лаврова роли…Ленина в фильмах «Доверие», «20 декабря», «Возрождение Польши». Уж так было заведено, что после воплощения «великого образа» артисту не полагалось играть простых смертных. Лаврову пришлось потратить немало сил, чтобы отстоять своё право на выбор.

Букет – в урну

Своё личное счастье Лавров обрёл ещё в Киеве: с супругой Валентиной Александровной прожили почти полвека. А начался роман… с уборки снега. В ту зиму его выпало в Киеве столько, что актёров обязали выйти на улицы для расчистки. Молодая актриса Николаева, выпускница школы-студии МХАТа, на уборку не явилась. Лаврову, как секретарю комсомольской организации, поручили «пропесочить» саботажницу. С этого он и начал, но вскоре перешёл на комплементы, уж очень симпатичная была девушка.

Артист исполнил роль в фильме «Живые и мертвые» 1963 года. Фото: www.russianlook.com

Впрочем, у Валентины оказалась соперница из той же актёрской среды - Элина Быстрицкая. Но роман с Кириллом сама же Элина и оборвала. Как-то Лавров на пару недель уезжал из Киева, и Быстрицкая пришла на вокзал с букетом цветов. Увидев, что рядом с Юрием стоит другая, которую Лавров представил: «Знакомься, это Валя», Элина выкинула букет в урну и ушла. Больше о Кирилле она и слышать не хотела.

В семье Лавровых родилось двое детей - в 1955 году сын Сергей, в 1965-м - дочь Мария, которая тоже стала актрисой БДТ. Валентина Александровна ушла из жизни в 2002-м году. Как вспоминала Мария, отец трудно переживал потерю, не мог справиться с одиночеством, и попросил, чтобы дочь с семьёй переехала к нему.

Однако через какое-то время рядом с Кириллом Юрьевичем появилась молодая женщина - костюмер театра Настя. Пересудам не было конца, но Лавров явно помолодел и набрался новых сил.

Планета «Лавров»

Кирилл Юрьевич скончался 27 апреля 2007 года от лейкемии. Отпевание состоялось в храме Леушинского подворья, в котором Лаврова крестили 81 год назад.

Артиста похоронили на Богословском кладбище рядом с супругой.

Кирилл Лавров в фильме «Укрощение огня» 1972 года. Фото: www.russianlook.com

На доме №1 по Мичуринской улице была установлена мемориальная доска: «В этом доме с 1967 по 2007 год жил народный артист СССС, почётный гражданин Санкт-Петербурга Кирилл Юрьевич Лавров». Именем Лаврова назван танкер ледового класса, малая планета 6764, открытая Крымской обсерваторией.

Мы можем видеть фильмы с участием мастера, а вот театральные работы уходят в легенду. Судьба даже самого большого артиста такова, что для новых поколений его сменяют новые кумиры. Вот курьёзный пример: сейчас на «Ленфильме» открыта фотовыставка, посвящённая работе Лаврова в кино, и с момента ее открытия пару раз звонили молодые журналисты с просьбой … об интервью с артистом! Зато для зрителей, которым посчастливилось видеть Кирилла Юрьевича на сцене, его персонажи до сих пор стоят перед глазами. Как живые.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах