Сергей Безруков по итогам 2017-го стал одним из самых популярных актёров России (первое место он разделил с Константином Хабенским – прим. ред.) Таковы результаты опроса Всероссийского центра общественного мнения (ВЦИОМ). И если большинство поклонников знают Безрукова-актёра, то прошедший год запомнился его яркими постановками.
«Фабрика Станиславского»
Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: – Сергей Витальевич, недавно в Московском губернском театре, который вы возглавляете, состоялась премьера «Вишнёвого сада». Это стало событием, причём не только для столицы. Вы не раз говорили, что хотели зрителей буквально привести в «вишнёвый сад». Получилось?
– Кажется, да. Чтобы проникнуться духом того времени, репетировали мы в Любимовке, имении Станиславского, где приехавший в гости Чехов и придумал эту пьесу. Там сохранился дом с вишнёвым садом. Там же мы показали часть спектакля, причём задействовали две площадки. Одна – зрительный зал на 200 мест, располагалась напротив особняка. Вторая – историческая веранда, где прохаживался и Антон Павлович. На ней и разворачивается действие. Лопахин встречает Раневскую, которая приехала на двух экипажах, запряженных фыркающими лошадьми. Играет оркестр. Затем Фирс проводит экскурсию вокруг дома, а зрители рассаживаются на фоне настоящих деревьев.
То есть, люди попадают в реальную атмосферу, которую теперь мы пытаемся воссоздать на большой сцене. По ходу спектакля сад цветёт, увядает, а в финале его выкорчёвывают. Но на поклон актёры выходят с маленьким побегом вишнёвого дерева, а значит саду – быть.
– В такой же обстановке исторической достоверности в Орехово-Зуево, на прежних мануфактурах Саввы Морозова, в мае 2018 года, пройдёт ваш фестиваль «Фабрика Станиславского». Почему выбрали именно это место?
– Потому что без Морозова, его помощи, не состоялись бы МХТ, Чехов. Поставить пьесу без финансовых вложений было невозможно и в XIX веке, поэтому имена Станиславского и Морозова тесно связаны. Это повод и для разговора о нынешнем положении дел. Потому что, когда спрашивают: «Зачем театру спонсоры?», у меня параллельно возникает другой вопрос: «А сколько стоит билет в театр?». Зрителям хочется, чтобы он был дешёвым, а постановка – красивой и масштабной. Но как нам, творческому коллективу, заработать на такой спектакль? Поднять цену на билеты?
Давайте начистоту: наши люди по своему достатку не готовы платить ощутимые суммы за «встречу с прекрасным». Вот и получается, что без помощи государства, меценатов в XXI веке, как и во времена Станиславского, не обойтись. Наш фестиваль – скромная дань русскому психологическому театру, который надо сохранять. Проведём также мастер-классы, лекции. Очень благодарны за поддержку руководству и студентам ГИТИСа. Приезжает много молодёжи, которая учится, развивается, набирается опыта.
«Ефремов, Евстигнеев – ширпотреб?»
– Ваш театр отличается большим детским репертуаром. О сохранении в России ТЮЗов вы говорили и на совещании, которое в рамках Международного культурного форума в Петербурге провёл Владимир Путин. Чем вызвана обеспокоенность?
– Сегодня ТЮЗам, кукольным театрам надо активно помогать. У нас в России 198 детских театров, из них 72 ТЮЗа. Многие в плохом состоянии, нуждаются в обновлении. А как иначе, если раньше на них в среднем выделялось 1,3 миллиона рублей? Можно на такие деньги сделать капремонт? А постановку, чтобы впечатляла? Нереально. И не потому, что сейчас очень требовательный зритель. 1,3 миллиона для большой сцены? Ой, ой, ой: еле хватит на костюмы и декорации.
Из взрослых коллективов я, может быть, единственный обладаю столь обширной детской программой. Ставлю у себя спектакли и знаю, что почём. Более того, большую часть денег от поездок труппы мы тратим на детские гастроли.
Недавно в Петербурге показали «Остров сокровищ». Масштабная работа, декорации, 50 человек на сцене. Захватывающее зрелище, ведь для детей всё надо делать с полной отдачей и по-настоящему. К сожалению, даже многие профессионалы этого не понимают. Правда, постепенно ситуация меняется. В прошлом году заявки пришли из 73 регионов и многие коллективы получили серьёзную помощь. А глава государства пообещал ежегодно выделять один миллиард рублей на поддержку талантливой молодежи.
– Также вы бьётесь за статус артистов детских, кукольных театров, говорили об этом и президенту. В чём проблема?
– Абсурд, но и среди нашей актерской братии существует мнение: если актер тюзовский, значит, второсортный. Господа, я просто напомню: из детского театра вышли Олег Ефремов, Евгений Евстигнеев. Они что, ширпотреб? Мол, не могли попасть в драматический и пошли в ТЮЗ? Но только хорошие артисты идут в кукольный, детский театр. Ведь куда взрослые в первую очередь ведут детей? Конечно, многие посещают концерты, в том числе классики, и это прекрасно – музыка помогает раскрыться. Но первым делом надо идти в театр: вы не представляете, как это развивает ребенка.
В целом отношение к детскому театру должно быть первостепенным, это очень важно. А то у нас дети всегда по остаточному принципу. Мол, они маленькие, им много не надо. Но нужно мыслить как раз наоборот. Мы, взрослые, как-то выживем, выкрутимся. А детям требуется столько же, сколько и взрослым, только больше и лучше. Да, я представляю взрослый состав, но за «тюзовцев» – горой.
Сыграл миф о себе?
– Вы не боитесь экспериментировать. К 100-летию революции поставили пьесу малоизвестного уральского драматурга. Чем вызвано такое решение?
– Владимир Зуев стал победителем проекта нашего театра «Возрождение. Накануне. 1916–2016». Было подано очень много интересных заявок, эскизов. Нам хотелось совместно с его участниками разобраться, что же стало предвестником Октябрьского переворота? Парадокс в том, что современная молодежь старается не касаться событий революции. Они не понимают, как к этому относиться, бояться.
Владимир же изучил очень много исторических материалов и написал замечательную пьесу «Восемь» о расстреле царской семьи в Алапаевске, которую мы и поставили в МГТ. Это камерный спектакль на 50 мест. Всех, зрителей и артистов, собрали в классе, потому что последние дни великая княгиня Елизавета Фёдоровна и великие князья провели в школе на окраине города. 18 июля 1918 года их сбросили в шахту. И когда зрители и артисты оказываются за одними партами, они ещё раз проходят урок истории, который наша страна никак не может пройти до конца. Чтобы заучить его раз навсегда и не повторять жутких, кровавых ошибок.
Задача актёрской профессии – создавать что-то новое. Творчество безгранично, важно только, чтобы интерес к поиску не пропадал.
– На этом фоне для многих было неожиданностью ваше участие в комедии «Мифы». Говорят, сыграли миф … о себе?
– Я видел работы Саши Молочникова, мне нравятся его драйв, юмор и я согласился. Долго искали, кем может быть мой герой и нашли образ актёра, который сыграл всё. Есть такой расхожий миф и обо мне, будто я сыграл всех и вся, хотя на самом деле это не так (улыбается). Для моего героя даже написали арию в стиле рок, и мне было очень интересно поиронизировать на эту тему. Хотя мой персонаж одновременно и трагическая фигура, талант, превратившийся в медийное лицо, которое ему теперь невыносимо видеть везде, а особенно в зеркале. В целом считаю, что это задача актёрской профессии – создавать что-то новое. Творчество безгранично, важно только, чтобы интерес к поиску не пропадал.