aif.ru counter
1556

Главный по Петергофу. Как складывался творческий путь Николая Бенуа

Семья Бенуа стала одной из самых известных художественных династий в России и более чем за сто лет работы подарила стране такие шедевры, как иллюстрации к «Медному всаднику» Пушкина, журнал «Мир искусства», здания Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости, Московского купеческого банка на Невском проспекте, Придворной певческой капеллы и знаменитый «Дом Бенуа» на Каменноостровском проспекте.

Как и многие другие великие творцы, Бенуа перекочевали в Россию из Европы. Корни этой фамилии уходят во французскую историю. Первым из этой семьи на стезю искусства ступил Николай Леонтьевич Бенуа, со дня рождения которого 13 июля исполняется 202 года. SPB.AIF.RU рассказывает историю великого архитектора.

Парижане при дворе русского царя

Фамилия Бенуа у каждого петербуржца вызывает множество ассоциаций, связанных с искусством. Где только не успели «отметиться» представители этого семейства: в архитектуре, критике, преподавании, живописи, сценографии и иллюстрации.

Семья Бенуа, портрет 1817 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Впервые это имя зазвучало в России более века назад благодаря Николаю Бенуа. Отца его звали Луи-Жюль Бенуа, но в силу профессии называться ему пришлось Леонтием – уроженец крестьянской семьи из предместья Парижа, он оказался в России и сделал карьеру в качестве придворного метрдотеля Павла I, а позже работал при вдовствующей императрице Марии Федоровне. Жена Луи-Жюля, немка Анна-Катерина Гроппе, принесла ему 18 детей, из которых выжили пятеро мальчиков и шесть девочек. Отец умер, когда четвертому сыну Николаю было всего 9 лет. Спустя пять лет скончалась мать.

Старший из мальчиков Михаил стал военным и дослужился до чина полковника, второй (Леонтий, или Луи Шарль Мари) служил чиновником Общества Царскосельской железной дороги. О третьем (Франце, или Франсуа Анри Мишеле) почти ничего неизвестно. Пятый и самый младший – Юлий (Жюль) был коммерсантом.

Заметный талант четвертого сына Николая проявился еще в его юном возрасте. Он много рисовал еще в годы учебы в немецкой школе Святых Петра и Павла, куда поступил в год смерти отца. После он обучался в реформаторской церковной школе, где его склонность к рисованию тоже хвалили и поощряли.

Михаил Скотти. Пять братьев Бенуа. Изображены слева направо: Юлий, Николай, Леонтий, Франц и Александр. 1847 г.. Фото: Commons.wikimedia.org

В 14 лет Николай Бенуа по протекции его крестной матери императрицы Марии Федоровны был принят на полный пансион в Академию художеств для изучения архитектуры. Мальчика сразу зачислили во второй класс, а спустя два года он получил свою первую награду «За успехи в науках». Первая «взрослая» работа в 1834 году принесла ему малую серебряную медаль Академии художеств – это был проект загородного дома для одного состоятельного помещика. Выпускную работу Николай Бенуа посвятил архитектурной концепции Училища правоведения, за что был удостоен большой золотой медали. Блестящее окончание академии дало ему возможность получить стипендию для работы за границей и открыло большие перспективы.

Шесть лет странствий

Однако воспользоваться правом на «пенсионерство» выпускник академии мог только после трех лет строительной практики. Поэтому он заступил на службу в Первую Санкт-Петербургскую гимназию в должности архитектора, а затем стажировался в качестве помощника архитектора Константина Тона. В 1840 году он получил крупное вознаграждение за участие в постройке храма для лейб-гвардии Семёновского полка и отправился за границу.

Шесть лет он посвятил путешествиям и изучению европейских традиций архитектуры и живописи. Первый год Бенуа провел в Риме, позже посетил города Северной Италии, Германии, Австрии и Швейцарии. В итальянском городе Орвието сохранилась памятная доска с фамилией Бенуа, который с несколькими русскими коллегами в 1842 году провел трудоемкую работу по обмерам местного городского собора. Годы заграничных странствий отразились в работах Бенуа веянием романтизма.

В Россию он вернулся в 1846 году и поступил на службу в Кабинет Его Императорского Величества. Нередко молодой архитектор выполнял личные небольшие просьбы благоволившего ему императора: изготовил католический алтарь из малахита в подарок королю Сардинии, бронзовые столы для Нового Эрмитажа и другое. Также он продолжал работать по частным заказам. В 1847 году Николай Бенуа получил звание академика.

Зодчий Петергофа

Уже будучи состоявшимся архитектором, Николай Бенуа в 1847 году берется за первый по-настоящему масштабный проект: строительство в Петергофе придворных конюшен в готическом стиле (так называемых Готических конюшен). Работая над концепцией ансамбля, он сделал интересный ход – разместил во внутреннем дворе на оси центральных ворот еще два аналогичных арочным проезда, что создавало впечатление широкого открытого пространства внутреннего двора.

Оценивая чертежи, Николай I внес правки, которые рушили иллюзию широкой перспективы. Бенуа намеревался возразить и сделать по-своему, от чего его как от крайне дерзкого поступка отговаривал министр императорского двора Петр Волконский. Однако архитектору удалось донести свою идею до царя, после чего Волконский говорил: «Государь много смеялся твоей дерзости, но согласился сделать по-твоему!…»

Придворный дворцовый госпиталь Петергофа в 1905 году. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1850 году Бенуа стал главным архитектором при Петергофском дворцовом управлении. За проект конюшен он был удостоен ордена Святого Владимира IV степени и сразу же получил заказы на постройку рядом с Большим Петергофским дворцом корпусов для фрейлин и на сооружение железнодорожного вокзала в Петергофе. Фрейлинские корпуса были решены в стиле барокко, а вокзал – в стиле неоготики.

1850-е годы были, пожалуй, самыми насыщенными в карьере Николая Бенуа. Совместно с Альбертом Кавосом он выстроил в Петергофе готическое здание почты, позже спроектировал там же Госпиталь со службами, Официантский дом, Верхнесадский министерский, каменную богадельню в Егерской слободе «в память императора Николая I». В чине главного архитектора Петергофского дворцового управления Бенуа прослужил 25 лет – до 1875 года. Покинув этот пост, он прожил еще 23 года и возвел немало зданий в Петербурге и окрестностях, но в историю вошел именно как «главный архитектор Петергофа».

В здании Фрейлинского дома сегодня действует Музей семьи Бенуа. Фото: Commons.wikimedia.org

Сегодня в здании бывшего Фрейлинского корпуса действует «Музей семьи Бенуа», открытый в 1988 году по инициативе Николая Александровича Бенуа, выдающегося театрального художника, оформившего около 300 спектаклей в театрах мира.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах