Честное соперничество
- Хочу подчеркнуть, что и сама эта постановка Алексея Степанюка награждена «Золотым софитом» как «Лучший спектакль в оперном театре», - говорит Роман. - А мне приятнее было бы получить награду за «роль второго плана», всё-таки Томский не главный герой, но такой номинации не было.
- Томский - игрок, который рассчитывает на счастливый случай. А бывало ли такое в вашей карьере?
- Был упорный труд, не только мой, но и педагогов, концертмейстеров, дирижёров, в том числе и помощь моей семьи. Были и удачные стечения обстоятельств. К примеру, я встретил знаменитого певца Сергея Лейферкуса, который надоумил подать документы на конкурс баритонов Павла Лисициана. Я успел в самый последний момент и получил на этом конкурсе Гран-при, что дало толчок к развитию карьеры.
- Порой на восходящую звезду ложится слишком большая нагрузка. Нужно уметь рассчитывать свои силы?
- Мне никогда не предлагали по 20-25 спектаклей подряд, когда люди даже голоса теряют. Конечно, иногда пел партии, к которым был не совсем готов, но пока отказываюсь от очень больших драматических ролей, например, от «Риголетто».
- А как вы относитесь к конкуренции?
- Соперничество для меня неприятно только тогда, когда оно нечестное. А когда в театре есть певцы, подающие тебе пример, с которыми можешь поговорить, обсудить партии, - это интересно. Мы стараемся быть друзьями. В Мариинском театре хорошая конкуренция, здесь одна из самых сильных баритоновых групп.
- Насколько часто за рубежом исполняется русская опера?
- Я бы сказал, что всё больше, потому что много наших певцов поют за границей. Во время репетиций музыканты привстают в оркестровой яме, чтобы слушать певца, играть вместе с ним и постараться глубже раскрыть произведение.
А вот исполнение зарубежными музыкантами нашей симфонической музыки порой кажется излишне сдержанным и сухим для русского слушателя.
Энергия «свыше»
- Эталон представляют на Западе отечественные оркестры, тем более под управлением таких дирижёров, как Темирканов или Гергиев…
- Я люблю слова Геннадия Рождественского о том, что дирижёр является транслятором энергии «свыше», это заставляет всех играть и звучать по-другому. В последнее время для меня было несколько таких открытий, и уже неинтересно, если не возникает некоторая магия.
- Что же это за открытия?
- Как-то участвовал в концертном исполнении «Иоланты» Чайковского: всё время был на сцене, и не отпускало впечатление, что музыка, которую исполняешь, пишется композитором в данный момент.
- Насколько я знаю, музыка с детства играла в вашей жизни особую роль?
- У нас в семье было очень серьёзное отношение к песне. Когда родные встречались, много пели, а мы, дети, слушали. Тепло, которое возникало в этот момент, - это очень сильная энергетика. Я впитывал народные, советские, военные песни и надеюсь когда-нибудь их исполнить. Но пока пою оперный репертуар.
- А какие жертвы приходится приносить профессии?
- Периодически борюсь с весом, потому что нужно быть стройным и хорошо выглядеть. Есть партии, в которых мне приходилось отращивать усы и бороду, долгое время не бриться. Самому непривычно, да и жене не нравится. Но, конечно, самые большие жертвы связаны с тем, что приходится долгое время находиться в отрыве от семьи. Девять месяцев назад у меня родилась дочь, а я из-за очень напряжённого графика редко её вижу.
- Ваша задача - принести в семью «мамонта»?
- Для меня это очень типично, потому что я - Телец и Крыса. То есть приношу в дом «дичь», а там уже кто-то должен с ней заниматься.