За год, прошедший с момента её расставания с проектом Шнура, она успела записать собственный клип и альбомы, дать сольные концерты в Москве и Петербурге, а вскоре Алиса представит нашу страну на крупном международном фестивале в Таллине.
Не пью и не матерюсь
Елена Петрова, «АиФ-Петербург»: Алиса, можно ли сказать, что вам как артистке, начинающей сольную карьеру, скандал послужил только на пользу?
Алиса Вокс: В определённой степени это так. Но у любой медали две стороны. На меня ведь обрушился шквал негатива: когда вышел первый клип, бывало, только просыпаешься, а у тебя уже 700 комментариев в Instagram. Меня это заставило понервничать: пару ночей плохо спала, пару дней не ела, был момент, когда почти усомнилась в выборе нового пути. Но благодаря работе над своей головой и команде, которая сказала: «Ты же понимаешь, чем вызвана такая реакция?», я не поддалась панике.
- А чем же всё-таки вызвана такая реакция?
- Многие хотели от меня продолжения работы в той же стилистике - и речевой, и музыкальной - которая была в «Ленинграде». Требовали, чтобы я продолжала петь «про гениталии и спирт». У некоторых людей до сих пор позиция: без Шнура ты никто. Одна женщина так и писала: «Я Алису ненавижу, потому что она ушла из «Ленинграда». Буду её мучить, пока не вернётся».
Однако мне давно стало ясно, в какую музыку двигаться. Это синти-поп - жанр, в котором доминируют электронные инструменты, синтезатор, драм-машина. Я уходила из группы, чтобы заниматься тем, что мне близко, а не для того, чтобы удовлетворять потребности злых людей из интернета.
- В «Ленинграде» у вас был образ разбитной бабёнки, которая может, не стесняясь, говорить о самом откровенном, приправляя при этом речь матом. Вы ведь в жизни совершенно другая. Тяжело было вживаться в роль?
- Конечно, коробило, когда скабрёзные фразы надо спеть громко в микрофон на публику. Старалась не покраснеть, вложить эмоции. Со временем стала относиться к этому именно как к роли. Я играю такую вот девушку, у неё такая лексика, она себя вот так ведёт… Видимо, настолько разнились эти два персонажа - я и сценический персонаж - что во избежание развенчания мифа мне долгое время было запрещено давать интервью. А то я начала бы рассказывать, что не пью, не курю, и вообще - человек светлой души и чистых помыслов.
Между Сциллой и Харибдой
- Уход из «Ленинграда» - один из самых решительных поступков в вашей жизни?
- Конечно, это было сложно, но абсолютно неизбежно. Последние полгода я практически каждый день думала о том, как это закончить и когда. Я ведь очень неконфликтный человек, предпочитаю мягко поговорить, а лучше, чтобы само разрулилось. Выбрала для разговора подходящий момент: мы были на хорошей волне после замечательных ярких концертов и пошли с Сергеем пить кофе. Честно скажу - подбирала в голове слова, наверное, недели две. Потому что было важно его не обидеть, объяснить, отчего я этого хочу, почему так будет лучше для всех. Нужно было пройти между Сциллой и Харибдой. И мне показалось, что удалось. Мы с Сергеем договорились, что я через какое-то время уйду, поэтому будем совместными усилиями искать замену. Я приложила к этому руку: Василису Старшову, нынешнюю солистку, привела я.
Ну а уже потом узнала, что на одном из концертов «в мою честь» была исполнена не очень приличная песня. Предпочитаю думать, что это своеобразная шутка Шнурова.
- Тем не менее «Ленинград» - один из самых успешных проектов на отечественной сцене. Что вам дала работа в группе?
- Понимание механизмов шоу-бизнеса, возможность увидеть, как производится инструментальная музыка, как создаются клипы. С профессиональной точки зрения я выросла колоссально: в «Ленинграде» очень сложный вокальный материал, серьёзная нагрузка на голос. А благодаря тому, что у нас было много концертов, и я никогда не халтурила, голос сильно развился. Я научилась работе в любой аудитории, хотя и раньше опыт был, но такого разнообразия - от провинциального дома культуры до частной вечеринки в Куршавеле - никогда.
Интернет победил телевизор
- Хоть вы выбрали своё музыкальное направление, но в определённой степени уходили в никуда…
- Конечно, меня не ждали заранее никакие контракты, продюсерские центры не рыли землю у порога. Но я и не планировала становиться артистом какого-то продюсера, потому что не смогла бы делать ту музыку, которая нравится. Уходить от одной диктатуры в другую было бы очень глупо.
- Вы говорите, что теперь у вас есть своя команда. Как удалось собрать единомышленников?
- На хороший проект быстро сбегаются профессионалы. Все хотят делать качественный продукт. Мы заочно все более-менее знакомы. Когда ребята узнавали, что Алиса Вокс запускает сольный проект, проявили большой интерес. Была возможность выбрать музыкантов.
- Знаю, что вы начали с чужих песен. Теперь всё больше исполняете свои?
- Не скажу, что каждый день пишу песни, но стараюсь делать хоть какие-то наброски. Стала много писать, потому что не засоряю свой эфир ничем посторонним, занимаюсь тем, что близко. Кстати, синти-поп, популярный в 80-е годы, активно возвращается на Западе. Замечаю, что и до наших саунд-продюсеров долетают первые ласточки того самого звучания.
- Однако ситуацию на нашей эстраде переломить очень сложно? Ведь по телевизору - всё те же «бессмертные», они никого и ничего нового не пустят.
- Сейчас по отклику, результативности, монетизации интернет превосходит телевизор во много раз. Да и, предположим, попадёшь ты на голубой экран. А что дальше? Ты от этого ни лучше, ни хуже не стал. Для меня важно, насколько сама довольна продуктом, и как люди реагируют на мою музыку. Два концерта в Питере и в Москве показали, что я на правильном пути.
Когда только начинала сольную карьеру, был сильный мандраж, потому что понимала: только я несу ответственность за настроение людей в зале. И если они останутся недовольны, не оправдаю ожиданий, это будут мои проблемы. Сложная психологическая задачка, но со временем я с этим справилась. И горжусь.
- Ваш пример - иллюстрация того, чего при желании может достичь «слабая женщина». Вы стали сильной?
- Поняла, что, возможно, я и хрупкая маленькая девочка, но когда дело касается работы - «девочка» остаётся дома, а в бой вступает Алиса, которая много чего пережила, закалилась, всего добилась сама и у неё впереди только светлое будущее. Счастье - это личный выбор каждого.