Примерное время чтения: 5 минут
789

От времени невозможно скрыться. Гузель Яхина о чтении, «Зулейхе» и «цифре»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. Аргументы и факты - Петербург 22/08/2018 Сюжет проект "Книжная столица мира"
Фото из личного архива. / АиФ-Казань

В Петербурге яркая дебютантка представила свой новый роман «Дети мои», который вышел в текущем году. 

Обнажить запретное

- Гузель, ваш первый роман «Зулейха открывает глаза» очень популярен и переведён на 20 языков мира. Но не стал ли его успех препятствием для написания других произведений, ведь планка поднята очень высоко?

- Это ожидание многих людей меня сначала даже немного придавило, ведь награды - большая ответственность. К тому же все спрашивали, что будет. Поэтому долго боялась взяться за другой роман. А когда устала бояться, очень захотелось сделать что-то другое. Так появился замысел рассказать историю немцев Поволжья. По приглашению Екатерины II они приехали в Россию и остались жить в непривычном для себя окружении, на берегах странной огромной реки Волги. Причём не просто рассказать об этом народе, показать его ментальность, культуру, а бросить взгляд через годы - достать из прошлого то, что находилось под запретом. Хотелось, но сначала не получалось: примерно год всё, что выходило, было перепевом первого романа. Иногда мне даже казалось, что я преодолела это притяжение и пишу по-новому, хорошо, но, перечитав, понимала - снова та же «Зулейха». В итоге пришлось почти полностью отказаться от первоначального варианта и поменять пол героя, возраст, религию, национальность и язык. 

- А почему роман называется «Дети мои»?

- Во-первых, это история об учителе и его приёмных детях. Во-вторых, мы видим отношение государства к народам, которые населяют страну. «Дети мои», - говорила Екатерина II переселенцам, переезжающим из Германии в Россию. Есть исторические свидетельства, подтверждающие, что именно такими словами царица приветствовала их в Кронштадте. Представьте, люди, понимающие, что обратной дороги нет, ступают на чужую землю и слышат из уст императрицы: «Дети мои». Правда, затем произошло немало трагического. В 1914-м, в годы Первой мировой, немцы Поволжья оказались заложниками противостояния Германии и России. И это состояние длилось до 1941-го, когда их просто выселили в самые дальние уголки Советского Союза. Поэтому книга - о народе, который переехал с исторической родины в новую страну и не нашёл к себе отеческого отношения.

Бумага или «цифра»?

- И в первом, и во втором романе вы поднимаете тему маленького человека в большой истории. Как же обыватель может противостоять надвигающемуся валу событий? 

- В любой ситуации надо вести себя достойно. Герой романа Яков Бах - учитель. Он живёт тихо, незаметно, серой мышкой, мало разговаривает. И ему кажется, что так будет до самого конца. Но наступает 1917-й, и в его жизнь, как и судьбы миллионов, вторгается большая история. И начинает швырять во все стороны. Так, в 1926-1927 гг. ему верится, что всё налаживается. Это было время, когда крестьянство, отдохнувшее за период НЭПа, надеялось на подъём. Стала возвращаться и интеллигенция. Казалось, сказка о Советской стране сбудется. Но этого не произошло. Чтобы уйти от опасности, наш учитель начинает жить уединённо, на забытом богом хуторе, на высоком берегу. Но оказывается, что от времени, людей невозможно скрыться. Думаю, многие испытали это на себе. Это процесс взаимный - история влияет на тебя, но и ты - её важная часть: создаешь, лепишь, взрослеешь.

- Сегодня не утихает дискуссия, какая книга лучше - печатная или электронная. Не скрываете, что постепенно переходите на «цифру». Почему?

- В нашей квартире полно шкафов с книгами. Я немало читаю, но сегодня всё больше предпочитаю электронные версии. Это позволяет быть в курсе многих вещей, быстро находить то, что нужно и интересно. Да и дом можно разгрузить от не очень нужной накапливающейся литературы. Мне нравится чтение на планшете, а муж давно практически полностью перешёл на электронные тексты. Но от «бумаги» никто не отказывается. У меня, например, есть книги, где я делаю пометки, закладки. Их открываешь, когда надо успокоиться, или, наоборот, набраться сил. Также бережно храню подаренные издания. 

- Большая проблема - привить любовь к чтению детям, подросткам. Вы говорили, что нашли способ ненавязчиво предлагать 14-летней дочке книгу, которую считаете важной. Не поделитесь секретом?

- Мы с мужем можем оставить такую книгу на кухонном столе. Ребёнок сам, как бы между прочим, её находит и возникает естественное желание прочесть. Это действует гораздо лучше прямого совета или указания взрослых, в том числе родителей. Также мы стараемся покупать ей книги, которые сами обожали в детстве и юности. Конечно, моя дочь выросла в обстановке любви к чтению, у неё есть собственный книжный шкаф, полки. Кстати, там может быть беспорядок, я не возражаю. Это её личное пространство, если захочет - всё расставит по местам. Но нужно учитывать эпоху, время, в которых формировались нынешние 14-16-летние. А это двухтысячные годы, Интернет, короткие тексты, «эсмэски», видео, контент. Дочь, например, каждый день приносит новые слова, выражения, мемы. Влияние среды, условий для развития - огромное. Впитывается всё, причём не обязательно лучшее. Но верю, что моя дочь и её сверстники полюбят и прочтут ещё немало прекрасных книг. 

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах