Примерное время чтения: 5 минут
3387

Певец кровавой власти? Почему Исаак Бродский стал «придворным художником»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. Аргументы и факты - Петербург 16/08/2017
И.И. Бродский,
И.И. Бродский, "Автопортрет", 1914 г. Public Domain

14 августа 1939 года в Ленинграде умер живописец, которого ещё его современники прозвали «красным барином» и «певцом кровавой власти» из-за его особенных отношений с сильными мира сего. По сути, Исаак Бродский стал в Советском Союзе официальным художником № 1. Почему же талантливый мастер выбрал именно этот путь?

Ленин с «конвейера»

Каждый, кто родом из советского детства, прекрасно помнит если не самого Исаака Бродского, то уж точно его картины. Репродукции его работ - многочисленные портреты большевистских лидеров и, в первую очередь, Владимира Ленина - печатались огромными тиражами в календарях, пропагандистской литературе и, конечно же, учебниках. За сотрудничество с советской властью художник был одарен огромной квартирой в центре города, где сейчас располагается музей живописца и множеством привилегий.

«Ах, как пышно он живёт - и как нудно! - вспоминал о своём визите к художнику Корней Чуковский. - Уже в прихожей висят у него портреты и портретики Ленина, сфабрикованные им по разным ценам, а в столовой - которая и служит ему мастерской - некуда деваться от «Расстрела коммунистов в Баку»… И самое ужасное, что таких картин у него несколько дюжин… Сам Бродский очень мил. …Чтобы покупать картины (у него отличная коллекция Врубеля, Малявина, Юрия Репина и пр.), чтобы жить безбедно и пышно, приходится делать «расстрелы» и фабриковать Ленина, Ленина, Ленина. Здесь опять-таки мещанин, защищая своё право на мещанскую жизнь, прикрывается чуждой ему психологией».

Псков. Ветлы. 1913
Псков. Ветлы. 1913 Фото: Public Domain

Любимый ученик Репина

Если бы Бродский не выбрал судьбу «придворного художника», его могла ждать всемирная слава. Он вполне мог встать на одной ступени с выдающимися гениями живописи, считают эксперты.

Исаак Израилевич обладал и несомненным талантом, и трудолюбием, и умением нравиться людям. Достаточно хотя бы того факта, что он был одним из любимейших учеников Ильи Репина. Более того, когда начинающего художника перевели на первый курс Академии после блестящего окончания Одесского училища, курс мастера был переполнен. Однако Бродский сумел попасть на приёмный экзамен по рисованию живой натуры, который проводил Репин. Несмотря на то что Исааку досталось место, откуда модель была видна в очень сложном ракурсе, живописец отлично справился с задачей и получил высокую оценку преподавателя. 

«С меня начал писать портрет И. И. Бродский, - писал в 1912 году Илья Репин приятелю. - Хорошо взял и интересно ведёт: сходство полное. Я вижу себя и восторгаюсь техникой. Простота, изящество, гармония и, правда, правда выше всего, и как симпатично! Дай бог ему кончить, как начал. Да, он большой талант!»

А за свою картину «Тёплый день» Бродский был удостоен золотой медали и возможности обучения за границей - художник посетил Францию, Англию, Испанию, Германию. Причём поездка оказалась настолько творчески успешной и продуктивной, что Совет Академии продлил ему командировку ещё на полгода.

«Сквозь ветви».
«Сквозь ветви». Фото: Public Domain

Искренне верил в коммунизм?

Что же заставило живописца выбрать иной путь? Современники рассказывали, как однажды Бродский позвал к себе на роскошный обед нищего и голодного художника Павла Филонова, которого нещадно травила власть. Однако тот отказался. Посчитал, что, приняв приглашение, навсегда испортит себе биографию - в профессиональном кругу у Исаака Израилевича была стойкая репутация лизоблюда, из меркантильных целей воспевающего людоедский режим. Но так ли это было на самом деле?

Многое указывает на то, что Бродский искренне верил в то, что делал. Он действительно восхищался советской властью и задолго до революции 1917 года выступал против самодержавия.

Художник активно участвовал в митингах и собраниях и даже едва не был исключён из Академии как неблагонадёжный студент после создания им нескольких сатирических рисунков политического толка, критикующих действующую власть. Двери учебного заведения вновь открылись для него только после вмешательства Ильи Репина и ректора Академии Беклемишева. Так что Исаака Израилевича вряд ли можно назвать конъюнктурщиком. Скорее выдающимся живописцем, искренне поверившим в идеи коммунизма и ставшим удачным инструментом советской пропагандистской машины.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах