Репродукции картин Виктора Васнецова знакомы многим детям: они украшают учебники, сборники былин и сказок. Герои его полотен – богатыри, сказочные герои, райские птицы, гусляры и даже воины Апокалипсиса. Художник был убежден, что в жанровых и исторических картинах «сказывается весь облик народа», его прошлое, настоящее и будущее.
«Только больной и плохой человек не помнит и не ценит своего детства, юности. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории», - говорил он.
В день рождения художника SPB.AIF.RU вспоминает пять его шедевров, которые знакомы каждому российскому школьнику.
«Витязь на распутье», 1878 год
«Яркий облик великого русского художника-классика неразрывно связан с добрыми серо-голубыми глазами, длинной, сходящейся «долотом» светло-русой бородой, с огромной полукруглой палитрой, широкими кистями, муштабелем и длинным — когда-то синим, а теперь полинялым халатом, живописно замазанным неотмывающейся масляной краской», - вспоминал о нем художник и искусствовед Николай Прахов, чей отец был хорошим другом Васнецова.
Многие критики отмечали, что от работ Виктора Михайловича «пахнет Русью». Федор Шаляпин чувствовал, что от его творчества «веяло «Словом о полку Игореве», а один из основоположников группы «Мир Искусства» Сергей Дягилев ставил ему в заслугу то, что тот «не поддался влиянию Запада» и «не убоялся быть самим собой».
В конце 70-х – начале 80-х годах в творчестве Васнецова произошел переломный момент. От бытовых сюжетов («С квартиры на квартиру» (1876), «Книжная лавочка» (1876), «Балаганы в Париже» (1877) он перешел к былинно-историческим. Одной из первых знаменитых его картин в этом направлении стала работа «Витязь на распутье».
Впервые полотно было представлено на суд зрителей в 1878 году. На создание картины художника вдохновила былина об Илье Муромце и разбойниках. Наброски на этот сюжет Васнецов начал создавать в 1877 году, а через год на выставке передвижников представил уже законченное полотно. Его работа получила положительные отзывы.
Интересно, что в первых вариантах богатырь был обращен лицом к зрителю, но позже композиция была изменена.
Через четыре года, в 1882, для известного мецената Саввы Мамонтова он написал еще один вариант, который годы спустя и занял свое место в одном из залов Русского музея в Санкт-Петербург. Первая же версия 1878 года находится сейчас в Серпуховском историко-художественном музее.
Стоит отметить, что сюжет «Витязя на распутье» воспроизведён на надгробии художника, который похоронен на Введенском кладбище.
«Алёнушка», 1881 год
«Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё», - вспоминал работу над картиной сам Васнецов.
Встреча с девочкой произошла в 1880 году в Абрамцево, у пруда в Ахтырке. В это время художник уже был участником мамонтовского кружка - неформального объединения деятелей культуры. Представители интеллигенции собирались в усадьбе мецената Саввы Мамонтова, которая располагалась близ Сергиева Посада. Помимо Васнецова в кружок входили такие известные личности как Михаил Врубель, Валентин Серов, Илья Репин, Константин Коровин и другие. Многие из них создавали там этюды, которые затем ложились в основу известных полотен. Так, к примеру, Михаил Нестеров написал неподалеку от Абрамцева пейзажи, которые позже использовал в работе над картиной «Видение отроку Варфоломею». Местные живописные виды фиксировал и Васнецов. В 1880 году его внимание приковал пруд в Ахтырке, который позже стал декорацией для его «Аленушки».
Принято считать, что, работая над картиной, художник взял за основу сюжет сказки «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Элеонора Пастон, сотрудник Третьяковской галереи, считает иначе. Известно, что в самом начале полотно имело два названия. По мнению эксперта, Виктор Михайлович в Ахтырке изобразил девочку-сироту, воплощающую русскую печаль. Впервые эта картина была представлена на выставке передвижников в феврале 1881 года. Называлась она «Аленушка», а в скобках стояло - «Дурочка».
«Дело в том, что на этой же выставке была картина Васнецова «Три царевны Подземного царства». И там действительно было в названии написано: «На сюжет русской народной сказки». Здесь же ничего такого не было», - поясняет она.
По мнению Пастон, привязка картины к сказочному сюжету произошла позже, когда Васнецов перерабатывал ее летом, подготавливая к Всероссийской выставке 1882 года.
Стоит отметить, что известному коллекционеру Павлу Михайловичу Третьякову «Аленушка» не понравилась. Несмотря на то, что художник был готов уступить работу дешевле назначенной цены, Третьяков покупать ее не стал.
Купил картину брат Саввы Мамонтова - Анатолий Иванович Мамонтов. После картина перешла в коллекцию Владимира Владимировича Фон Мекка, а в 1900 году была приобретена в Собрание Третьяковской галереи, в которой находится и по сей день.
«Иван-царевич на сером волке», 1889 год
Картина, в основу которой лег сказочный сюжет, когда Иван-Царевич вместе с Василисой Прекрасной спасаются от погони, мчась на Сером Волке, создавалась в годы, когда Васнецов жил в Киеве и работал во Владимирском соборе.
Известно, что для образа царевны художник использовал портреты Натальи Анатольевны и Татьяны Анатольевны Мамонтовых, написанные им еще в 1882 году.
Годы спустя сын Васнецова - Алексей - вспоминал, что картина «Иван-царевич на Сером волке» стала первым полотном, которое он увидел в жизни.
«Она (прим. – картина) приехала с нами из Москвы и заканчивалась в первой квартире, в доме Гурковского. Это была тоже жуткая и замечательно интересная картина. Прямо на вас бежит огромный волк, на дереве сидит тетерев, в болоте квакают лягушки. Для всех этих персонажей в комнате тоже скопилось много интересного. На полу лежала волчья шкура с головой и оскаленными зубами. Днем она не была страшна, даже можно было на нее сесть, но к вечеру уже оскаленный рот волка вызывал опасенья, особенно, когда старший брат (безумно храбрый) подлезал под шкуру, и она ползла к дивану, на котором мы сидели вместе с мамой, и бросалась на нас, стараясь схватить за ноги. Мы поджимали ноги и визжали отчаянно. На шкапу стояли чучела тетерева-косача, взятые из университетского музея, и еще (один или два дня) огромная живая (!) лягушка в банке (тоже взятая из университета). Но потом «Серый волк» куда-то исчез, его заменили вечные «Богатыри» и эскизы религиозного содержания», - вспоминал Алексей Викторович.
В настоящее время картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи в Москве.
«Царь Иван Васильевич Грозный», 1897 год
Идея написания портрета одной из самых одиозных личностей в истории России – царя Ивана IV – пришла к художнику после переезда в Москву в 1878 году.
Портрет самодержца был представлен на юбилейной XXV выставке работ Товарищества Передвижников. Художник считал, что именно это полотно достойно представит его творчество – для него она была совершенной как в художественном, так и в духовном отношении.
Как-то в гостях у Васнецова в доме на одной из Мещанских улиц Москвы был Федор Шаляпин.
«Приятно было мне в такой обстановке, исключающей всякую словесную фальшь, услышать о Васнецова, горячие похвалы созданному мною образу Ивана Грозного, - вспоминал оперный певец. - Я ему ответил, что не могу принять хвалу целиком, так как в некоторой степени образ этот заимствован мною от него самого. Действительно, в доме одного знакомого я видел сильно меня взволновавший портрет – эскиз царя Ивана с черными глазами, строго глядящими в сторону, – работы Васнецова2. И несказанно я был польщен тем, что мой театральный Грозный вдохновил Виктора Васнецова на нового Грозного, которого он написал сходящим с лестницы в рукавичках и с посохом. Комплимент такого авторитетного ценителя, как Васнецов, был мне очень дорог».
«Богатыри», 1898 год
«Я считаю, что в истории русской живописи «Богатыри» Васнецова занимают одно из самых первейших мест», - писал известный критик Владимир Стасов.
В своей статье «Мой адрес публике» он вспоминал, что когда картину привезли на выставку в Петербург, то в первую очередь ее побежали смотреть ученики Академии художеств, которые сравнивали ее с «Бурлаками» Ильи Репина.
«И тут и там — вся сила и могучая мощь русского народа. Только эта сила там — угнетенная и еще затоптанная, обращенная на службу скотинную или машинную, а здесь — сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле, то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа».
Картина, над которой художник работал около 20 лет, была закончена в апреле 1898 году и приобретена Павлом Третьяковым. Интересно, что Васнецов на протяжении нескольких лет искал прообразы для своих героев. Так в лице Ильи Муромца угадываются черты крестьянина Владимирской губернии Ивана Петрова, чей портрет художник набросал в 1883 году. То «богатыря» он видел в кузнеце из Абрамцево, то в московском ломовом извозчике.
В итоге картина Васнецова стала такой же легендарной, как и персонажи, изображенные на ней.
«Его витязи и богатыри, воскрешающие самую атмосферу Древней Руси, вселяли в меня ощущение великой мощи и дикости – физической и духовной. От творчества Виктора Васнецова веяло «Словом о полку Игореве». Незабываемы на могучих конях эти суровые, нахмуренные витязи, смотрящие из-под рукавиц вдаль – на перекрестках дорог…» - так писал о ней в книге «Маска и душа» Федор Шаляпин.
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.