Примерное время чтения: 8 минут
5586

Поручик с пером. Как военные знания пригодились Куприну в литературе

Александр Куприн происходил из семьи обедневших дворян, и жизнь готовила ему вполне заурядный путь среднестатистического офицера. Однако талант пробудился в нем уже в юном возрасте, и обычную военную рутину поручик Куприн сумел превратить в шедевры русской литературы: повести «Поединок» и «Юнкера» и десятки блестящих рассказов.

К 145-летию со дня рождения писателя SPB.AIF.RU вспоминает историю его военной карьеры, которая тесно переплеталась с литературной работой.

Военная юность

В роду Куприных творческих людей было немного, отец будущего писателя служил чиновником и умер через год после рождения сына. Мать, дворянка из татарских князей (которой Куприн обязан своей экзотической внешностью), перевезла мальчика из Наровчата в Москву, когда овдовела. По окончании сиротского пансиона он десяти лет от роду был зачислен во Второй Московский кадетский корпус, куда принимали детей беднейших дворян.

Спустя еще семь лет 17-летний Александр Куприн поступил в Александровское военное училище, которое дало ему огромное количество материала для будущих произведений – именно годы, проведенные здесь, были отражены в повестях «На переломе» и «Юнкера».

Впрочем, к этой теме он обратился далеко не сразу – первый его литературный опыт лежал в области поэзии, но стихи опубликованы не были. Больше повезло ему с прозой – рассказ с парадоксальным названием «Последний дебют» был написан в 1889 году.

Этот свой литературный старт Куприн не без иронии описал в «Юнкерах», где протагонист Александров также пробовал себя на стезе писательства: «И с этого времени, даже, можно сказать, со следующего дня, Александров яростно предался самому тяжелому, самому взыскательному из творчеств: творчеству слова. Конечно, напрасным оказался мудрый совет Диодора Ивановича: писать о том, что ты лично видел, слышал, осязал, обонял, чувствовал и наблюдал, нанизывая эти впечатления на любую, хотя бы скудную нить происшествия. Нет, он отрицал тонкие, изысканные подробности, которые придавали бы рассказу естественность движения. Он не умел придать своим персонажам различные оттенки в голосах, привычках, склонностях и недостатках. Черное у него было густо-черным, как самая черная ночь. Белое - бело, как крылья архангела или как цветок лилии, красное - красно, как огонь. Оттенков или переливов он знать не хотел и нужды в них не чувствовал. Ревность для него была, по давнишнему Шекспиру, «чудовищем с зелеными глазами», любовь - упоительной и пламенной, верность - так непременно до гробовой доски. На таких-то пружинах и подпорках он и соорудил свою сюиту (он не знал значения этого иностранного слова), сюиту «Последний дебют». В ней говорилось о тех вещах и чувствах, которых восемнадцатилетний юноша никогда не видел и не знал: театральный мир и трагическая любовь к самоубийствам».

Подпоручик Куприн

Александровское военное училище, как и Второй Московский кадетский корпус, не было рассчитано на представителей знати и детей богатых родителей. В свое время оно было преобразовано из сиротского института для оставшихся без родителей после холерной эпидемии детей гражданских и военных чиновников. «Юнкера старшего класса уже успели разобрать, по присланному из Петербурга списку, двести офицерских вакансий в двухстах различных полках. По субботам они ходили в город к военным портным примерить в последний раз мундир, сюртук или пальто и ежедневно, с часа на час, лихорадочно ждали заветной телеграммы, в которой сам государь император поздравит их с производством в офицеры», - писал Куприн в «Юнкерах».

Александр Куприн с женой в годы Первой мировой войны. Фото: Commons.wikimedia.org

Окончив училище, он в 1890 году в чине подпоручика был зачислен в 46 Днепровский пехотный полк, который стоял в Подольской губернии. Ближайшие четыре года ему предстояло вести типичную размеренную офицерскую жизнь в небольшом городке. За это время были написаны повесть «Впотьмах» и роман «Молох», которые с военной тематикой ничего общего не имеют.

Дослужившись за четыре года до поручика, Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея ни профессии, ни внятных перспектив. В поисках заработка и нового опыта он успел попробовать себя в роли грузчика, кладовщика, землемера, лесного объездчика, псаломщика, корректора, управляющего имением и даже зубного врача.

Все эти годы он не перестает писать рассказы и небольшие повести, публикация «Молоха» приносит ему первый успех. Наконец в 1901 году писатель переселяется в Петербург.

Поединок

Начало XX века для Александра Куприна ознаменовалось активным включением в литературную жизнь страны и знакомством с такими мастерами, как Иван Бунин, Антон Чехов, Максим Горький.

С 1901 года Куприн начал работать секретарем «Журнала для всех», а в 1905 опубликовал одно из самых известных своих произведений – повесть «Поединок». «В нашей газете одно время работал генерал Адариди, начальник той дивизии, в которой был полк, где служил капитан Куприн. Он говорил автору этих строк: «У меня была огромная папка, где были собраны все бесчинства капитана Куприна. Было бы интересно сравнить эту папку с повестью Куприна "Поединок". Мы нашли бы там всех его героев во главе с Ромашовым».    По первоначальному замыслу Ромашов должен был остаться жить, но потом он надоел Куприну, и он его убил», - писал в своих воспоминаниях о знакомстве с Куприным Юрий Григорков.

Чтение «Поединка» было событием в литературном мире Петербурга, о нем много говорили, он был скандален. Сатирики отмечали позже, в 1918 году, что повесть «нанесла царской армии в тысячу раз более страшный удар, нежели тот, что нанесли японцы под Цусимой русскому флоту».

Очень высокую оценку повести дал Максим Горький: «Я полагаю, что на всех честных, думающих офицеров она должна произвести неотразимое впечатление. Целью Куприна было - приблизить их к людям, показать, что они одиноки от них... В самом деле, изолированность наших офицеров - трагическая для них изолированность, Куприн оказал офицерству большую услугу. Он помог им до известной степени познать самих себя, свое положение в жизни, всю его ненормальность и трагизм».

Во время войны

В те же годы Куприн публикует рассказы «Штабс-капитан Рыбников» и «Гамбринус», очерк «События в Севастополе», а позже обращается к мирным и вечным сюжетам в «Гранатовом браслете» и «Суламифи».

Александр Куприн и Федор Шаляпин в 1911 году. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1911 году вместе с семьей Куприн переехал в Гатчину, а после начала Первой мировой войны открыл в своем доме военный госпиталь. В 1914 году его мобилизовали и направили в Финляндию командовать пехотной ротой. Не прослужив и года, он был демобилизован по состоянию здоровья. Лишившись возможности участвовать в боях, он и от военной темы отказался: «Писать военные рассказы я не считаю возможным, не побывав на позициях. Как можно писать о буре в море, если никогда не видел не только легкого волнения, но даже самого моря? На войне я не бывал, и потому мне совершенно чужда психология сражающихся солдат».

Мрачные настроения тех лет нашли отражение в повести «Яма», работу над которой Куприн закончил в 1915 году. Стоит ли говорить, какой скандал вызвало произведение, живописующее быт заштатного борделя. Издательство, опубликовавшее «Яму», даже было привлечено прокуратурой к ответственности «за распространение порнографических изданий».

Совсем недолго оставалось писателю жить на родине – после большевистского триумфа он не принял политику военного коммунизма и даже три дня просидел в тюрьме.

Покинутая и возвращенная родина

В 1919 году, когда части Северо-Западной белой армии вошли в Гатчину, Куприн надел форму поручика и отправился к военному коменданту, чтобы получить назначение редактором армейской газеты. Однако проработал он совсем недолго, и в 1920 году с женой и дочерью перебрался в Париж.

За 17 лет эмиграции он написал три большие повести, много рассказов, статей и эссе. Среди прочего – «Колесо времени» и «Юнкера». «Я хотел бы, — говорил писатель, — чтобы прошлое, которое ушло навсегда, наши училища, наши юнкеры, наша жизнь, обычаи, традиции остались хотя бы на бумаге и не исчезли не только из мира, но даже из памяти людей. «Юнкера» — это мое завещание русской молодежи».

К 1930-м годам положение семьи Куприных граничило с нищенским, и писатель решился просить о возвращении на родину. В 1937 году он прибыл в СССР, но жить ему оставалось недолго. Умер Александр Куприн в ночь на 25 августа 1938 года от рака пищевода. Похоронен в Ленинграде на Литераторских мостках Волковского кладбища рядом с могилой Ивана Тургенева. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах