Примерное время чтения: 9 минут
418

«Я бы платил, чтобы играть в театре». Честный разговор с Милошем Биковичем

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. Аргументы и факты - Петербург 08/06/2022

Во вторник, 31 мая, в ТЮЗе им. А. А. Брянцева жители Петербурга и поклонники сербского кино смогли встретиться с популярным артистом Милошем Биковичем. Гостю настолько не верилось, что кто-то действительно придет в театр, чтобы пообщаться с ним, что он на пару секунд оказался в смятении. 

«Сейчас вы меня очень тронули. Я вижу, что зал полный. Спасибо большое, что вы сюда пришли», - сказал актер театра и кино, выйдя на сцену. Зал после этого разразился бурными аплодисментами. 

Изначально предполагалось, что Бикович выступит на закрытии фестиваля на сцене ТЮЗа им. А. А. Брянцева вместе с Белградским драматическим театром, однако позже оказалось, что вся труппа приехать не сможет. Тогда Милош решил пообщаться со зрителями и ответить на интересующие их вопросы. 

«Мою карьеру вымолил монах»

Как началось ваше знакомство с Россией? 

- Мое путешествие в Россию связано с рядом чудес. Как вы знаете, у меня старший брат - монах, и он никогда не хотел на меня давить своими православными взглядами. Мне было 16 лет, когда он дал мне беседу преподобного Серафима Саровского «О цели христианской жизни». Я прочитал ее и понял, что меня это увлекло. Потом в какой-то момент мне приснился сон, который я запомнил на всю жизнь. Вот я лежу на другом берегу, где растут березы, на небе вижу семь птиц и параллельно слышу голос, который говорит: «Люди достаточно близко, чтобы не чувствовать себя одинокими, и достаточно далеко, чтобы не нарушать мир». Тогда я почувствовал, что это может быть связано с Россией. 

Вообще мое путешествие в эту страну началось в 2010 году. Тогда мы с братом поехали по монастырям на автобусе. Только через Румынию мы ехали 48 часов, а нам говорили, что это Россия большая (смеется).  Мы посетили Киево-Купеческую лавру, Черниговскую лавру (Гефсиманский Черниковский скит), потом дошли до Валаамы. Тогда-то я впервые и побывал в России. Полюбил духовность монастырей, природу, людей. 

Эта поездка никак не была связана с моей карьерой. Я даже не думал приезжать играть в страну, которая выдумала актерское мастерство. Для нас Станиславский и Чехов являются божествами, мы на них учимся.

Как проходили съемки «Солнечного удара» Никиты Михалкова? Как вас пригласили в этот фильм?

- До нас не доходило большое количество русских фильмов, но Никита Михалков был, конечно, известен. Однажды мы с братом смотрели его фильмы, и вдруг он посоветовал мне написать письмо самому Никите, сказать, что я хочу играть в его фильме. Естественно, я ему не написал. Я тогда спросил у брата, мол, зачем Михалкову сербский актер, который практически не говорит по-русски? Я сказал, что если такое чудо должно произойти, то богу не нужно это письмо, он и без этого может справиться. 

Милош Бикович в фильме Никиты Михалкова.
Милош Бикович в фильме Никиты Михалкова. Фото: Кадр из фильма

Через пару месяцев мне звонит швейцарский номер. Человек на том проводе говорит мне на сербском, что его зовут Станислав, что он звонит из Праги и работает на Никиту Михалкова. Я сразу понял, что это какой-то розыгрыш.

Понимаете, режиссер Драган Бьелогрлич (Милош снимался в его фильме накануне звонка, - прим. ред) у нас шутник. Поэтому я сразу сказал Станиславу, чтобы он передал ему привет. В ответ он спросил, готов ли я сниматься для фильма Михалкова. Я ему ответил, что у меня реклама туалетной бумаги, попросил-таки прислать сценарий и повесил трубку. 

И вот мне приходит сценарий, в котором 118 страниц на русском языке. Вряд ли Драган сидел так долго, чтобы пошутить надо мной... Понимаю, что я тот самый чувак, который отказался от сотрудничества с Никитой Михалковым из-за туалетной бумаги, которой, кстати, не существовало на тот момент. Тогда-то я и позвонил Станиславу, чтобы сказать, что хочу играть. 

«Холоп» и настоящий Милош

Как вы думаете, сильно ли повлиял на вашу карьеру брат?

- Я не могу объяснить свою карьеру, кроме того, что это какой-то монах ее вымолил. Потому что сам я выбираю фильмы плохо. Насколько помните, я отказался от «Холопа», самого кассового фильма в России. Так что да, я понял, что вся моя карьера точно вымолена, а не создана хитрыми и мудрыми моими собственными решениями.

Как же так получилось, что вы все-таки сыграли в этом фильме?

- Меня уговорили. Просто прочитав тот сценарий, я подумал, что мы точно не сделаем так, как надо, и отказался сниматься. Тогда мне сказали, что я больше нигде не буду сниматься (смеется). Шучу. Просто мой талантливый, успешный, прогрессивный друг Эдуард Илоян (продюсер фильма «Отель "Белград"», в котором снялся Милош, - прим. ред.) спросил, почему я не хочу сниматься в этом фильме. Я честно ответил, что роль похожа: опять мажор, бабник... Я просил дать мне что-то другое. Тогда Эдуард сказал, что следующий фильм сделает другого жанра, и даст мне сыграть в сумасшедшем триллере. Вот так он меня и уговорил.

Милош Бикович в фильме «Холоп».
Милош Бикович в фильме «Холоп». Фото: Кадр из фильма

Кстати, вы сами сказали, что всегда играете мажоров и любимца женщин. А какой же вы на самом деле?

- Да кто же его знает. Я удивляю себя больше всех. Не знаю, какой я точно, но однозначно не такой, как в кино. 

Ну вот если бы я сейчас сказал, что я добрый, искренний, что я фантастический, и вообще такой, как я, один в мире, то вы бы мне поверили? Вряд ли. О себе я так напрямую не могу говорить. Я считаю, что поступки должны говорить за человека, а не вот такая самореклама.

Какова же ваша идеальная женщина? Какие у нее должны быть черты?

- Я никого никогда не ограничивал в вопросах, как вы видите, но я попросил бы, чтобы и меня никогда не ограничивали в ответах. Скажу так: идеальной не существует. Однако женщина все-таки должна работать над собой. Она может быть спортивной, умной (то есть должна читать, развиваться, учиться чему-то новому...) С человеком должно быть интересно. Это один из основных фундаментов отношений. Вообще в сербском языке «встречаться» - это не тоже самое, что на русском. Тут встретились и все, а на сербском это «zabavljamo». Ну, чтобы было забавно. 

Вообще чувство юмора для женщины вещь важная, но мне не надо, чтобы передо мной сидел стенд-ап комик. Хочется, чтобы мы просто мы могли вместе шутить. 

«Вживание» в роль и работа в театре

Как вы приходите к роли? 

- Разные роли требуют разного подхода. Иногда самая сложная задача - это найти ядро персонажа: о чем он, что является его инструментом, тоном, мелодией и партитурой. Иногда самое сложное - это работа со сценаристом, режиссером, продюсером. Иногда, чтобы понять героя, надо надеть костюм, посмотреть на себя, подумать, чувствуешь ли ты себя, как он, или же есть диссонанс. Конечно, на рождение роли влияют и репетиции с партнерами, и разговоры с режиссерами, иногда даже чтение литературы. Эта работа прекрасна тем, что ты каждый раз можешь делать что-то новое. 

Расскажите, пожалуйста, о том, что для вас значит театр?

- Я бы платил, чтобы там играть. Актер получает большое развитие в игре на сцене, в прямом контакте со зрителями. Этот опыт неповторим. Я вообще думаю, что театр, спектакль - это искусство, которое умирает, пока рождается. Два одинаковых спектакля вы никогда не посмотрите в жизни. Особенно, если они удачные и если актеры живут на сцене. Когда получается, что спектакль живой, - это невероятно. Это состояние над сознанием. 

Когда я играю в театре, то сам не знаю, что сделаю следующим. Я настолько погружен в игру, что мне абсолютно неважно, что дальше произойдет. Даже если что-то не сработало, не включилось, сломалось и так далее, - это все начинает работать на меня, а не против. Все эти препятствия, из-за которых бы я раньше испугался, начинаю наоборот через себя пропускать. Все это работает по-другому. Это ощущение, честно скажу, оно как наркотик. Это то, ради чего я занимаюсь актерским мастерством. 

А почему вы выбрали Белградский драматический театр?

- Первый мой актерский опыт был там. Когда было 14 или 15 лет, мне дали первую маленькую роль на одну или две фразы. Потом меня уже туда тянуло. Получается, что я там сыграл первый свой спектакль, потом меня пригласили туда с большой ролью. Затем я начал преподавать на факультете драматически искусств, но потом покинул этот пост, так как не мог одновременно сниматься в России и преподавать там. Потом пришел снова. 

Справка
Милош Бикович - сербский и российский актер театра и кино. Он окончил Белградский университет искусств (факультет драматического искусства). Зрителям он известен своими ролями в таких культовых фильмах, как «Солнечный удар» Никиты Михалкова, «Отель Элеон» (спин-офф российского ситкома «Кухня»), «Холоп» и «Отель Белград». В 2020 году сыграл заглавную роль в сериале «Магомаев». Примечательно то, что с 24 февраля 2021 года Милош имеет гражданство Российской Федерации.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах