Примерное время чтения: 8 минут
1664

Жаба или Дюймовочка? Красота - не та карта, на которую нужно ставить

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. Аргументы и факты - Петербург 24/06/2015
Фото предоставлено пресс-службой БДТ им. Г. А. Товстоногова / АиФ-Петербург

22 июня Светлана Крючкова отметила юбилей. Также в этом году исполняется 40 лет её творческой деятельности в БДТ.

АиФ-Петербург: - Вы были одной из любимых актрис легендарного Товстоногова, вас так и называли - товстоноговка. Насколько это важно, встретить своего режиссёра? 

- Я человек искренний и скажу прямо: если бы не направляющая рука Георгия Александровича с его гениальной художественной интуицией - этого размаха никто бы не увидел. Да, артист может умереть и не знать, что у него такой диапазон! Нужно быть Товстоноговым, чтобы высветить в актёре всё лучшее. Ведь я приехала из Москвы в Ленинград, не думая ни о каком БДТ. Влюбилась в оператора Юрия Векслера, бросила Художественный академический театр и прикатила фактически в никуда. Причём во МХАТе я играла исключительно любовниц, соблазнительниц, а Товстоногов с ходу предложил мне роль… школьницы. Я встала со стула - плечи широкие, голос низкий, рост 171 см - и басом сказала: «Посмотрите на меня, я похожа на школьницу?» «Нэт, - ответил Товстоногов, - но нам такая нужна». Потом снова из огня в полымя. Роль 36-летней старой девы, Аксиньи в «Тихом Доне», обезьянки-мармазетки Купавиной в «Волках и овцах». Кажется, всё не моё. Аксинья, например, красавица, а я особо привлекательной себя никогда не ощущала и хорошо знаю, что красота - не та карта, на которую нужно ставить в жизни. Но со временем эти роли стали для меня любимыми.

Полная перезагрузка

- Они дали старт и успешной карьере. За работы в пьесах Островского вам присвоили звание сначала заслуженной артистки, затем народной. 

- У нас теперь как дают звания? Как в анекдоте про раков. Сыграл 30 ролей - и народный. Плохо, правда, сыграл, но 30. А если две, но гениально - тебе до заслуг ой как далеко, надо ещё 28. Звание народный, с моей точки зрения, значит, что по ролям этого артиста можно учиться. Я своими горжусь, они за конкретную большую работу. Но самое главное богатство - настоящая школа, которую проходишь в таком театре как БДТ. Имея эту основу, артист в самой модной постановке будет смотреться интересно, потому что его работа наполнена содержанием. Иначе - пустота. 

- Тем больнее, наверное, то, что случилось в мае 1989-го, когда на следующий день после смерти Товстоногова из репертуара БДТ убрали все ваши спектакли. Да и сегодня с приходом Андрея Могучего многое кардинально изменилось.

- Да, тогда сняли сразу всё… В итоге за прошедшие 26 лет я сыграла всего в трёх пьесах. И сегодня мне грустно, что публику, преданную БДТ, ленинградскую интеллигенцию, потихоньку отвадили туда ходить. Новый режиссёр чётко сказал, что у него «запланирована полная перезагрузка зрителя». Я видела этого зрителя, и мне стало плохо. В ложе, например, сидели люди в бейсболках. Странной была и реакция зала. «У тебя во рту кал вместо слов» - зал лежит. Показали «фак» - хохот. Действительно, полная перезагрузка. Это не та публика, которая ходит в филармонию, «Бродячую собаку», на поэтические вечера. Это публика, которая, как теперь говорят, «шарится» в соцсетях, «инстаграммится»: я поел, поспал, пошёл «тусить». А ведь театр должен делать людей лучше. Это храм, в который нельзя вваливаться в шапке, с сигаретой, бутылкой портвейна. Туда приходят с болью, и даже если не получают ответы, понимают, что не одни, и становится легче. Важно, чтобы человек, посмотрев спектакль, был настроен на позитив, как бы тяжело не приходилось в моменты, когда мы теряем своих близких, испытываем измену или предательство. А чтобы просто поржать, есть другой жанр. 

"Театр должен делать людей лучше".Фото: БДТ

В кино не рвусь

- Любимый многими фильм «Большая перемена» принёс и в вашу жизнь «большие перемены», сделав знаменитой на всю страну. Но в последнее время на экранах вас не видно… 

- Отдаю предпочтение театру, в кино не рвусь. С одной стороны, люблю живое общение со зрителем, когда невозможно дать себе поблажку и пятого, восьмого дубля не случится. С другой - никто меня не вырезает, не склеивает, приделывая ногу к уху, как при монтаже картин. Какая стою на сцене - такая и есть. То, что сегодня предлагают, - категорически не нравится. Правда, есть несколько картин, о которых жалею, что не сложилось, в том числе у Юрия Быкова в «Дураке». Андрей Звягинцев приглашал меня на роль Елены в одноимённом фильме, но буквально в первые полчаса сказал: «Вы - космос, а мне нужна серая мышь, одна из толпы». А вот в ленте «Болезнь от любви» недавно сыграла роль врача-венеролога, сделав её комедийной. Знаете, слава мне не нужна, она у меня есть. Кроме того, я подошла к такому жизненному порогу, который Давид Самойлов называл «третий перевал». Когда можно посчитать, сколько примерно лет осталось, и понять, на что хочешь их потратить. Мне интересно существовать креативно, а не «плевать в вечность». Что-то создавать, писать, выходить к зрителю с новыми поэтическими программами. И я очень рада, что в Петербурге, как нигде, молодёжь ходит на поэзию. Такое сегодня нечасто встретишь. 

- Вы по-новому открыли для петербуржцев и жителей других городов Пастернака, Мандельштама, Ахматову, Бродского, Давида Самойлова. За сохранение и развитие российской словесности награждены медалью Пушкина. Откуда страсть к поэзии?

- Из детства и одиночества. Я была третьим никому не нужным ребёнком в семье. Мама любила брата, бабушка - сестру, а я оказалась предоставлена самой себе. В 5 лет научилась читать по газете, в 6 осилила роман Лациса «Сын рыбака», в 10 «заболела» Есениным. Открыла страницу про «белую берёзу под моим окном», выглянула во двор, а там всё, как написано. Отец был военным, и у нас как в приличном доме имелся книжный шкаф с собраниями сочинений. Поэтому Чехова, Голсуорси, Куприна прочитала туда и обратно. Сегодня меня часто спрашивают: «Хотите почитать современных поэтов?» Честно признаюсь: не горю желанием. Наоборот, хочу сделать новые программы, посвящённые Пушкину, Лермонтову, пяти нобелевским лауреатам России в области литературы. 

"Я была третьим никому не нужным ребёнком в семье". Фото: БДТ

Научи и помоги

- У вас двое взрослых сыновей, и вы не раз говорили, что стараетесь стать им другом. Как избежать в семье конфликта поколений?

- Быть честным, не фальшивить, не быть двуличным: при детях одним, а когда они лягут спать - другим. Но не думайте, что я идеальная мама. Я слишком сильно их защищала и прикрывала, надо было раньше выпускать во взрослый мир. Тогда сегодня им жилось бы легче. К сожалению, старший Митя далеко, во Франции, поэтому с ним и внуком общаюсь при помощи гаджетов. Вообще по отношению к детям у меня два глагола: научи и помоги. Как говорят на Востоке, надо помнить, что ребёнок гость в твоём доме. Поэтому накормил, вырастил - и отпустил. Всё. 

- В своей книге «Разное счастье нам выпадает» пишете, что «можно быть гениальной актрисой, но в 50 невозможно играть Дюймовочку. Лучше Жабу». Обычно женщины о своём возрасте предпочитают не упоминать, а вы называете громко.

- Да, возраст, да и почти всё, что со мной случилось, не скрываю. Если всё сложить, хватило бы на несколько жизней. Девять сложнейших операций, две клинические смерти, две черепно-мозговые травмы - чудом с того света выкарабкалась. Оба раза тяжелейшие роды. Но я всё принимаю и искренне считаю себя счастливым человеком. Руки, ноги работают, никому не в тягость, мужским вниманием не обделена: три раза замужем, общий семейный стаж 43 года. На пенсии будет что вспомнить (смеётся). Правда, сейчас осталась одна вместе с котом, но он предан так, что даже в сауну со мной ходит. 

- Вы уже 40 лет живёте в Ленинграде - Петербурге. А если бы не приехали тогда за любимым из столицы, как бы сложилась судьба?

- По замесу я московская, но в первопрестольной такой бы не была. Москва - жестокий город, а я не умею толкаться. Никогда не лезу: дайте роль, мужика. Верю в судьбу, поэтому беру только то, что идёт на меня: работа в спектакле, человек. Ахматова говорила, что Пастернак - это Москва, она - Ленинград, а Мандельштаму дано то и другое. Вот и меня, хотя живу на два города, такой, какая есть, сделал Ленинград, его неповторимая атмосфера. Когда приехала, была гораздо менее интересна по содержанию. Поэтому была и остаюсь большим патриотом Петербурга. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах