В Петербург с большими гастролями приезжает московский театр «Сатирикон» под руководством Константина Райкина. Гастроли - «юбилейные», потому что в этом году Константину Аркадьевичу исполнилось 65 лет.
«Стёртое» событие
- Гастроли в родном городе - особенно желанные, - делится Райкин. - Мы будем гостить в несколько этапов. В начале ноября показываем премьеру «Лондон Шоу» и «Однорукий из Спокана» в моей режиссуре. В середине месяца пройдёт «Король Лир» в постановке Юрия Бутусова, и в конце - «Вечер с Достоевским».
Когда-то именно я предложил Валерию Фокину сделать мой моноспектакль по «Запискам из подполья» Достоевского. Не знаю другого произведения, так много знающего про меня! Герой «Записок» - это всегдашний русский образ.
Надеюсь, что «Сатирикон» приедет ещё и зимой, привезём новые постановки. Мы хотим регулярно бывать в Петербурге. Для меня это самый важный театральный город, потому что здесь я родился, и первые сильнейшие впечатления были ленинградскими: до сих пор помню все спектакли Товстоногова и Акимова.
Да и папа как артист родился здесь, он ведь закончил Ленинградский театральный институт и много лет работал в Театре эстрады, который теперь носит его имя.
Возраст - это не арифметика, а высшая математика, его подлинность определяется не количеством прожитых лет.
Ну а то, что у меня юбилей… Отношусь к этому событию «стёрто». Возраст - это не арифметика, а высшая математика, его подлинность определяется не количеством прожитых лет. Считаю, что все мы находимся на беговой дорожке, и пока двигаемся вперёд - живём.
Редкая потребность
Конечно, нашему театру хочется понравиться петербуржцам. Но как-то меня спросили, хотим ли привлечь «массового зрителя»? Такой зритель меня не интересует. Во всём мире в драматические театры ходят намного меньше, чем 10% населения. А больше 90% вообще не посещает театр. Никогда! Поэтому говорить про «массовость» - неправильно.
Вот на стадионах можно увидеть тысячи людей, а на спектакли приходит лучшая часть населения, потому что сам факт обращения к искусству есть свидетельство потребности души. И эта потребность - достаточно редкая. Театр затрагивает потаённые струны, и нам интересно заниматься только этим.
В «Сатириконе» я делаю ставку на молодых артистов, случается, кого-то прошу уйти… Это правильно, потому что артисты находятся в напряжении, понимают, что они здесь не навсегда. А когда место стабильно - «жиреют». У меня все на контракте, текучка кадров сознательная.
Зачастую критики сетуют, что среди молодых актёров мало личностей. Личностей во все времена немного, а не только «сейчас».
У меня есть свой взгляд на профессию. Как педагог считаю, что важны и артисты второго эшелона. Их большинство, и важно, чтобы они были профессиональными, добросовестными, преданными делу.
У меня есть свой взгляд на профессию. Как педагог считаю, что важны и артисты второго эшелона. Их большинство, и важно, чтобы они были профессиональными, добросовестными, преданными делу. Педагогика - целая глава в моей творческой жизни, и когда ученик играет «правильно» - это счастье. Спрашивают, кто мой кумир, или с каким театром могу сравнить «Сатирикон»? Осип Мандельштам написал: «Не сравнивай, живущий несравним», а мы все больны этим, «Масками», «Оскарами»… Но награды - вещь достаточно условная. И соревнования в искусстве - удел подмастерий. На Олимпе конкуренции нет, она где-то там, внизу. Кто лучше - Феллини или Антониони? Смешно. Мастер тот, кто несравним. Надо соревноваться с самим собой, а не с другими.
И если будешь лучше самого себя, то - в некотором смысле - будешь лучше всех.