12331

«Ты мелкая, иди в театр». Как Бруно Фрейндлих уговорил дочь стать актрисой

Сюжет Спецпроект «КиноПитер»
Два выдающихся артиста из Северной столицы представляют одну семью.
Два выдающихся артиста из Северной столицы представляют одну семью. www.globallookpress.com

Народный артист СССР, основатель знаменитой актерской династии Бруно Артурович Фрейндлих появился на свет в Петербурге 10 октября 1909 года.

За долгую жизнь ему удалось стать одним из любимейших советских актеров, воплотить на сцене Александринского театра более 50 ролей и подарить миллионам зрителей страны очаровательную и обожаемую Алису Бруновну Фрейндлих.

SPB.AIF.RU рассказывает, как Бруно Артурович стал одним из самых значимых артистов Ленинграда и почему отговаривал свою  дочь от поступления в консерваторию.

Две сестры

Род Фрейндлих в России стал известен несколько столетий назад, когда император Петр I пригласил из Германии стеклодува, а тот успешно занялся ремеслом, а после остался жить в городе на Неве вместе с семьей.

В начале XX века в Петербурге родился Бруно Артурович. Ближе к 1930-м годам Фрейндлих увлекся самодеятельностью – сцена и аплодисменты зрителей настолько пленили его, что отказаться от этого артист был уже не в силах. Удивительно, но не смотря на воплощение на сцене Александринского театра десятков образов, Бруно Артурович никогда не получал специального образования. Однако в ходе жизни он всегда имел возможность учиться у признанных мастеров.

Бруно Фрейндлих расстался женой Ксенией Федоровой после ВОВ.
Бруно Фрейндлих расстался женой Ксенией Федоровой после ВОВ. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1931 году актер поступил в Ленинградский театр рабочей молодежи (ТРАМ). Здесь состоялось его знакомство с начинающей актрисой Ксенией Федоровой. Вскоре пара расписалась, а в декабре 1934 года появилась на свет дочь Алиса. До начала Великой Отечественной войны Фрейндлих много работал, в том числе, и артистом Ленинградского колхозного ТРАМа.

Перед самой ВОВ судьба подарила артисту шанс уцелеть и помочь выжить самым близким ему людям. В 1941-м Бруно Артурович вместе с театром уехал в Ташкент. С началом войны в Ленинграде начались репрессии против потомственных немцев. Не все Фрейндлихи избежали страшной участи. Так, был арестован родной брат актера Артур со своей супругой, а также другие родственники актера. Ксения Федорова и Алиса Фрейндлих, в том числе, благодаря отъезду Бруно Артуровича, смогли пережить годы блокады.

В войну брак Ксении Федоровой и Бруно Фрейндлих распался. По окончании ВОВ артист возвратился в Ленинград с новой супругой и дочкой Ириной. Бруно Артурович постарался сделать все, чтобы не терять связь с Алисой, порой встречаясь с ней тайком от новой жены – она была против связи с бывшей семьей. Именно поэтому дочери Фрейндлих Ирина и Алиса долгое время вовсе не были знакомы. Актер организовал их встречу спустя много лет и сестры смогли стать друг для друга близкими людьми.

«Элегия» и глухота

После возвращения в Ленинград Бруно Артурович попал в БДТ им. Горького, но там он служил недолго. Спустя два года он оказался в Ленинградском театре драмы им. Пушкина (Александринский театр). Этой сцене он отдал несколько десятилетий. Среди его работ: Гаев («Вишневый сад» А.П. Чехова), Барон («На дне» М. Горького), Хлестаков («Ревизор» Н.В. Гоголя), Гамлет («Гамлет» В. Шекспира).

Режиссер Григорий Козинцев, воплотивший Гамлета на экране в середине 1960-х годов, про игру шекспировской пьесы в исполнении Фрейндлих писал: «Мне кажется он актер своеобразный и интересный. Он абсолютно лишен актерской пошлости».

Фрейндлиху удавалось передавать тонкий психологический рисунок характеров. Артист обладал широчайшим исполнительским диапазоном, сумев навсегда вписать свое имя в историю Александринского театра. Однако самой любимой его ролью стал писатель Иван Тургенев в спектакле «Элегия», где он сыграл в паре с Валентиной Паниной. Вместе они исполняли его в течение 23 лет.

Позднее из-за болезни у Бруно Артуровича развилась глухота. Слуховой аппарат порой отключался прямо во время спектакля, но даже тогда профессионализм артиста позволял ему доиграть до конца. Проблемы со слухом в дальнейшем привели Фрейндлих к вынужденной отчужденности от многих – простое общение по телефону было осложнено тем, что артист просто не слышал, что ему говорят.

«Без «пыльных» комплексов»

Еще одну значимую роль Бруно Фрейндлих сыграл не на сцене, а в реальной жизни, когда направил свою дочь Алису в театр.  В детстве она хотела стать балериной, а уже позднее задумалась и о карьере оперной певицы. Алиса Бруновна раздумывала над поступлением и в консерваторию, и в театральный. Бруно Артурович сказал тогда: «Ну что ты будешь делать в опере? Ты такая мелкая. Оперная сцена всё-таки требует фактуры, лучше иди в театр, там твои данные могут быть использованы».

Сама Алиса Фрейндлих впоследствии вспоминала, что отец всегда осознавал себя мастером.

«Он был опытнее, мудрее меня в профессии и поначалу видел мою несостоятельность. А потом не мог не замечать, что я догоняю его по мастерству, пониманию чего-то в нашем деле. И как бы вокруг меня, так сказать, ни разбегались волны, когда благодаря кино появилась какая-то популярность, он всегда ощущал себя моим наставником и учителем, что избавляло его от всяких «пыльных» комплексов», - говорила Фрейндлих.

Алиса Фрейндлих всегда уважала отца как наставника.
Алиса Фрейндлих всегда уважала отца как наставника. Фото: www.globallookpress.com

Что же касается кинематографа, то здесь Бруно Артурович появился лишь в 38 лет. В «Возвращении к жизни» он отметился ролью Кострова,  а затем был герой Маркони в историко-биографической ленте «Александр Попов». За нее Фрейндлих вручили Сталинскую премию. Затем были известные образы шута Фесте из «Двенадцатой ночи» и Рощина из «Разных судеб».

«Повторить жизнь»

Бруно Артурович ушел из жизни в возрасте 92 лет. Актер долго боролся с недугом, однако болезнь победила его в июле 2002 года. Артиста похоронили на Литераторских мостках Волковского кладбища, а спустя пару лет открыли на его могиле памятник – скульптурный портрет на плите был создан еще за несколько десятилетий до смерти актера. Деньги же на монумент собирал благотворительный культурный фонд имени Бруно Фрейндлиха, созданные его любимыми дочерьми – Ириной и Алисой.

В конце 80-годов прошлого столетия актер признался, что одним из главных в его жизни, помимо семьи, был зритель. «Я должен сказать, что без вас, зрители, я ничто. Без вас я ничего делать не могу. Когда я репетирую при пустом зале, я чувствую себя прескверно – как бездарность. Но только здесь, в театре, со мной что-то происходит, и я оживаю. У меня появляется желание слиться со зрителем, почувствовать его. И меня несет к неведомым просторам. Ради этого я готов повторить жизнь», - признался Бруно Фрейндлих.

Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах