910

Вырубили сад, актеры мучились. Как Эйзенштейн снимал фильм о князе Невском

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. Аргументы и факты - Петербург 07/07/2021 Сюжет 800-летие со дня рождения князя Александра Невского
За киноленту Сергей Эйзенштейн получил Сталинскую премию, орден Ленина и звание доктора искусствоведения.
За киноленту Сергей Эйзенштейн получил Сталинскую премию, орден Ленина и звание доктора искусствоведения. Кадр из фильма

«Александр Невский», снятый режиссёром Сергеем Эйзенштейном в 1938 году, занимает особое место в истории кинематографа. Лента снята без особых спецэффектов и в кратчайшие сроки, однако это не помешало фильму получить внимание публики и признание критиков. Историю благоверного князя после этого экранизировали не раз, но такого успеха, какого добилась наша довоенная лента, достичь не удалось.

Снять опалу

Эйзенштейновского «Александра Невского» зрители могли и не увидеть – если бы не шанс, который дали режиссёру. Карьера уроженца Риги в постреволюционной стране развивалась вполне успешно, однако всё изменила командировка за рубеж. В 1929 году Сергей Эйзенштейн уехал, чтобы изучить новые технологии в кинематографе. За время, проведённое в Европе, он не только успел познакомиться с видными деятелями искусства, но и приложить руку к созданию нескольких лент – документальной и короткометражной. За границей режиссёр заключил контракт с кинокомпанией Paramount, получил деньги на съёмки фильма «Да здравствует Мексика!».

Иосифу Сталину такое положение дел не понравилось. В письме он писал: «Эйзенштейн потерял доверие его товарищей в Советском Союзе. Его считают дезертиром, который порвал со своей страной».

Вернувшись в СССР после трёхлетней командировки, Сергей Эйзенштейн полностью погрузился в работу: преподавал студентам, писал сценарии и теоретические статьи, пытался пробовать свои силы в театре… А затем снял фильм «Бежин луг», который получил негативную оценку советских властей. Режиссёру пришлось переписывать сценарий, искать новых актёров, а апогеем стала публичная самокритика в печати. Эйзенштейн находился в опале, его отстранили от преподавания, руководитель советского кинематографа Борис Шумяцкий предлагал и вовсе отлучить его от режиссёрской деятельности.

Шанс Эйзенштейну дал Вячеслав Молотов. Спустя десять дней после решения Политбюро режиссёру поступило предложение от «Мосфильма» снять картину на историческую тему. Среди фигур Минина и Пожарского, Ивана Сусанина и Александра Невского Сергей Михайлович выбрал образ последнего.

Почему князь стал героем картины? Существуют две версии. Первая – об эпохе Александра Ярославича на тот момент было мало что известно. И режиссёр давал себе право создать образ таким, каким он видит великого героя сам. Вторая версия гласит, что на режиссёра оказала влияние личность князя – его историю Эйзенштейн хорошо знал с детства, так как бабушка будущего режиссёра жила возле Александро-Невской лавры и была религиозной.

Патриотизм и борьба с захватчиками

Главную идею фильма озвучил сам Эйзенштейн. Он хотел сделать его патриотическим и провести параллели между тевтонскими рыцарями и идущим по Европе фашизмом. О фильме Сергей Михайлович писал так: «Патриотизм – моя тема – так значится на первом клочке бумаги, на котором записывались первые мысли о предстоящем фильме, когда мне было поручено воссоздать на экране XIII век… Мы хотим, чтобы наш фильм не только ещё больше мобилизировал тех, кто находится в самой гуще борьбы против фашизма в мировом масштабе, но чтобы он вселил бодрость, мужество и уверенность и в те части народов мира, которым кажется, что фашизм… несокрушим…».

Идею воплотили полностью. 1 декабря 1938 года «Александр Невский» вышел в прокат, и в первый же день его посмотрели 45 тысяч жителей Москвы. Ленту демонстрировали по всей стране – она настолько впечатлила зрителя, что в новогоднюю ночь люди облачались в маскарадные костюмы, изображая героев Руси.

А мальчишки играли в Ледовое побоище во дворе. Но показывали фильм недолго – после заключения пакта Молотова-Риббентропа «Александра Невского» и некоторые другие фильмы, которые были частью антинемецкой пропаганды, изъяли из кинотеатров.

Всё изменилось летом 1941 года. После начала войны киноленту, прославляющую героизм русских воинов, стали вновь показывать в кинотеатрах. Таким образом поднимали не только боевой дух народа, но и напоминали о победе Руси над немцами 700 лет назад. Более того, фильм имел такой успех, что в 1942 году на ордене Александра Невского поместили профиль исполнителя главной роли фильма Николая Черкасова.

Интересно, что лента неоднократно подвергалась критике. Например, за фразу, ставшую крылатой – «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет» (сам Александр Невский её не произносил). Критики услышали в ней перефразированный посыл Сталина 26 января 1934 года на XVII съезде ВКП(б). «Мы стоим за мир и отстаиваем дело мира. Но мы не боимся угроз и готовы ответить ударом на удар поджигателей войны. Кто хочет мира и добивается деловых связей с нами, тот всегда найдёт у нас поддержку. А те, которые попытаются напасть на нашу страну, – получат сокрушительный отпор, чтобы впредь неповадно было им совать своё свиное рыло в наш советский огород».

В то же время эксперты говорят, что нечто похожее есть и в Евангелии от Матфея. Там сказано: «Взявшие меч – мечом погибнут».

Но свою главную функцию – по поднятию морального духа населения – «Александр Невский» выполнил. А режиссёр Сергей Эйзенштейн получил за киноленту Сталинскую премию, орден Ленина и звание доктора искусствоведения.

Вырубить вишнёвый сад

Все 12 эпизодов сняли за 115 дней – почти в два раза быстрее, чем планировалось. Сцену побоища, кстати, самую длительную в ленте (35 минут из 102 общей протяжённости), делали летом! Локацию для исторической битвы подобрали рядом с «Мосфильмом». Для съёмок там выкорчевали вишнёвый сад, а территорию в 32 тысячи квадратных метров заасфальтировали. Для достоверности всё засыпали солью, опилками, добавили нафталина с мелом и использовали жидкое стекло. Чудским озером стал пруд неподалёку, а льдинами – окрашенные в белый цвет деревянные доски. На чёрно-белой плёнке получилось очень правдоподобно.

Актёры мучались – мало того, что приходилось сниматься под солнцем, жару добавляли и тяжёлые доспехи, а раскалённое железо оставляло ожоги на лбу. Сделаны доспехи были, кстати, по музейным образцам! Сергей Эйзенштейн ездил в Эрмитаж, чтобы увидеть подлинное вооружение XIII века. Тулупы и шубы в фильме также созданы с исторической точностью.

Где ещё снимали фильм? Сцена диалога Александра Невского с татарскими баскаками создана на Плещеевом озере, на родине князя. Там сохранился вал городища, где некогда стояли княжеские палаты. Отдельные сцены отсняли в Коломне на берегу Оки.

Кадры и образы из киноленты Эйзенштейна не раз использовали как российские деятели искусств, так и иностранцы.

  • Сцена Ледового побоища стала фоном для одной из сцен фильма «Синяя птица» (1976).
  • Момент приближения рыцарского войска скопирован в киноленте Юрия Мамина «Праздник Нептуна» (1986). Режиссёр повторил его в сцене, когда местные ждали автобус с иностранцами.
  • Пропагандистский фильм 1943 года «Почему мы сражаемся. Битва за Россию» американского производства содержит в себе сцены из «Александра Невского».
  • В телесериале «Клинок ведьм» режиссёра Ральфа Хемекера история мистического артефакта – браслета под названием «Клинок ведьм», дающего своему хозяину волшебную силу, – показана при помощи нарезки кадров битвы на Чудском озере.
  • Музыканты группы «Алиса» использовали фрагменты из фильма в клипе на песню «Небо славян»

Цитаты фильма, которые ушли в народ:

  • «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет!»
  • «Вставайте, люди русские, на славный бой, на смертный бой!»
  • «Ни те пожить, ни те помереть спокойно не дадут!»
  • «С родной земли умри, да не сходи!»
  • «Русскую землю на товар меняешь?»
  • «Всякий гад на свой лад».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5


Самое интересное в регионах