Федеральная трасса «Кола», тянущаяся от Петербурга до границы с Норвегией, считается одной из самых протяженных (более 1500 км) и удобных магистралей в стране. Дорожное покрытие Мурманки сравнивают с европейским, а открывающиеся по дороге пейзажи вызывают у автопутешественников восторженные отзывы. Однако петербуржцы и жители Ленобласти знают трассу совсем с другой стороны.
Январские трагедии
Частые аварии и многокилометровые пробки, особенно летом, а также в периоды праздников и выходных. ДТП здесь происходят в 2,3 раза чаще, чем на трассе «Сортавала», тоже ведущей в Карелию. Уже в этом году ДТП на «Коле» унесли жизни десятка людей. Так, 2 января в Кондопожском районе в лобовом столкновении погибли двое пенсионеров, 4 января в Лодейнопольском районе – опять лобовое, две смерти и пострадавший 4-летний ребенок, 9 января на 76-м км в Ленобласти – массовое смертельное ДТП с участием пяти автомобилей и двумя телами, которые пришлось извлекать из машин при помощи инструментов. 13 января – лобовое близ поселка Сомино: двое скончались на месте, четверо – в больнице. 16 января на 58-м км спасатели срезали крышу, чтобы достать двоих пострадавших из машины, улетевшей в кювет.
При этом в сводках ГИБДД нигде не говорилось о неблагоприятных сопутствующих условиях, которые могли стать причиной этих аварий: например, гололед, ямы, неубранный снег. Причина – выезд на встречку и превышение скорости. Когда по двухполосному шоссе часами ползут в пробках тысячи автомобилей, то у кого-то неизбежно сдадут нервы, а значит, очередная трагедия становится только вопросом времени.
Бороться с лобовыми столкновениями власти решили разделением встречных потоков. По данным Росавтодора, озвученным летом, к 2024 году барьерами будут оборудованы все федеральные трассы на участках, где есть как минимум 4 полосы: по две в каждую сторону. Отбойники на двухполосках, каковой фактически на всем своем протяжении и является «Кола», неуместны, поскольку не дадут водителям совершать обгон.
И это замкнутый круг: зачастую лобовые столкновения происходят именно во время опережения едущего впереди транспорта.
На подъезде к Северной столице встречные потоки на Мурманском шоссе разделены. Здесь другая проблема: трасса перегружена, особенно, как отмечают в Упрдор «Северо-Запад», на участке ориентировочно с 14-го по 25-й км. Ежедневно для поездок на работу в Петербург дорогой пользуются жители Кировска, Шлиссельбурга, Разметелева, Мяглова и других населенных пунктов. В выходные дни, особенно летом, трафик возрастает из-за дачников: по Мурманке можно добраться к Синявинским садоводствам, а это один из самых больших массивов в Ленобласти. Добавляют нагрузки и транзитные грузовики.
По данным дорожников, в июне минувшего года загрузка 16-го км составила 70 тыс. 722 автомобиля в сутки. На 45-м км от этого потока уже оставалось 39 тыс. 343 машины, остальные рассредоточивались по прилегающим населенным пунктам.
Туманная перспектива
«Наше ведомство ведет постоянный мониторинг изменения интенсивности движения транспортных потоков. Если предельно допустимый уровень загрузки трассы превышен, подготавливаются предложения по проведению дорожных работ. По «Коле» такие предложения есть на участках с 12-го по 39 км, с 39-го по 43-й, с 43-го по 51-й, с 73-го по 95-й км, а также по Ладожскому мосту через Неву на 40-м км. Реконструкция этих отрезков позволила бы значительно повысить пропускную способность, а значит, сократить время в пути и повысить уровень безопасности дорожного движения. Но провести работы можно будет только при условии включения этих объектов в федеральную инвестиционную программу и обеспечения достаточного финансирования. Пока сроки реконструкции не определены», – рассказала о перспективах развития Мурманки пресс-секретарь ФКУ Упрдор «Северо-Запад» Ольга Черухина.
В минувшем году на «Коле» завершили реконструкцию участка в Кировском районе с 51-го по 68-й км с расширением до 4 полос. Нетронутая двухполоска, создавшая «бутылочное горлышко», осталась лишь на 900-метровом участке между 56-м и 57-м км. Из-за того что здесь потребовалось переустройство газопроводов, сроки по этому отрезку, как и шансы водителей прокатиться без пробок, сдвинулись на 2023 год. А когда будет расширена вся трасса, хотя бы от Петербурга до Лодейного Поля и границы Ленобласти с Карелией (228 километров), – не знает, кажется, никто.
Комментарий: «Абсолютно безопасных дорог нет»
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин:
«Нигде в мире невозможно построить дороги так, чтобы они были абсолютно безопасны. Многое зависит от состояния дорожного покрытия, качества транспортных средств и человеческого поведения. Важно, как государство финансирует и контролирует исполнение дорожных работ, все прочее зависит только от нашего с вами транспортного поведения. Если у водителя нет нормальных технических навыков вождения, понимания того, где обгон разумен, а где есть риски, тут никакими средствами это не заменишь. Существует техническое решение в виде локального расширения проезжей части, специально предназначенное для маневра, обгона (на таких участках транспорт может сместиться вправо, временно освободив полосу для проезда движущихся позади машин. – Прим. ред.). Но количество таких зон на трассах ограничено, и нетерпеливые водители, не дождавшись таких участков, все равно выезжают на встречную полосу».