Примерное время чтения: 9 минут
18328

Эпик сейл. 5 самых распространенных обманных схем на распродажах

Настал сентябрь, в магазинах одежды и обуви идут сезонные распродажи, интернет-магазины пестрят баннерами «Ликвидация» и «Скидки до 70%», и часто петербурженки приходят домой с целыми пакетами покупок и слишком поздно понимают, что на самом деле не сэкономили, а переплатили. А иногда «акция» разоблачается еще в магазине, когда условия покупки скидочной вещи при детальном изучении оказываются просто рабскими. А еще «акции» бывают и вовсе фантомными – уже на кассе вам объясняют, что вы не так истолковали рекламу и должны заплатить совсем другую сумму.

Словом, слишком часто посетительницам распродаж приходится вспоминать пословицу про бесплатный сыр. Поэтому SPB.AIF.RU предлагает памятку с самыми распространенными «способами отъема денег у населения», которая поможет отправиться за покупками во всеоружии.

Способ 1. Заманчивый ценник

Самый простой способ обмануть покупателя – убедить его, что раньше эта вещь стоила гораздо дороже. На ценнике либо перечеркивают «старую» цену и пишут «новую», гораздо более низкую, либо наклеивают ценник с новой суммой поверх старого, но так, чтобы старый было видно.

Разумеется, когда вещь попадает вам в руки с якобы 60% скидкой, мотивация к покупке гораздо сильнее. Проверить, действительно ли менялась цена, вам не удастся. Единственный способ не попасться на этот крючок – трезво оценить свою потребность в этой самой вещи безотносительно ее стоимости.

«Надо отметить, что распродажи сами по себе – один большой обман, потому что цены на брендовые товары завышены в несколько раз, а у сетей бытовой техники нормой считается накрутка до 500%, так что распродажа – это просто приближение товара к его реальной стоимости. Обычно используются психоэмоциональные приемы, склоняющие человека к покупке: яркие цвета, крупные шрифты, определенная выкладка. А юридические способы обмана применяются и вне распродаж и к сезону привязки не имеют», - поделился с корреспондентом SPB.AIF.RU начальник юридического отдела межрегиональной общественной организации потребителей «Диалог» Алексей Койтов.

Способ 2. От общего к частному

«Все по 200 рублей» - заманчиво гласит указатель над вешалкой со, скажем, джинсами. На каждой паре есть свой отдельный ценник, поэтому вероятность, что кто-то из покупателей просто перевесит сюда более дорогую вещь, исключена. Вы находите джинсы по размеру, они вам нравятся, вы несете их на кассу, а там вам заявляют, что это ошибка, и в системе они числятся как товар за 900 рублей. Ваши доводы, что и на ценнике и на вешалке стоит цена 200, продавца не убеждают – он ссылается на систему и утверждает, что ничего не может поделать. А джинсы уже у вас в руках, вы успели их полюбить, а за спиной копится очередь. И вы вздыхаете и выкладываете 900 рублей.

Часто действует похожая схема «товары-близнецы», когда несколько схожих по виду вещей разных марок сваливаются под общей вывеской, но на каждом отдельно цена не указана. В таком случае скидка может действовать только на товар определенной марки, а его более качественные и дорогие «клоны» будут продаваться по обычной цене. В таком случае воевать на кассе нет смысла. 

Закон гласит - ценник товара является публичной офертой. Фото: АиФ / Анна Аристова

А если вам отказываются продавать вещь по цене, которая на ней написана, поспорить стоит. Кроме того, подобные в ситуации сплошь и рядом попадают посетители продуктовых магазинов – на этикетке у сока цена одна, а в ценнике другая. Во всех подобных случаях действуют одни и те же правила.

Для начала попытайтесь позвать администратора и сообщить ему о недоразумении. Скорее всего, вам начнут рассказывать, что поступила очередная партия товара, цена на него  уже другая и сотрудники не успели заменить ценники в торговом зале, а в компьютер цена закладывается при поступлении. Возможно, так оно и есть, но вы ведь не обязаны платить за чужую халатность.

-  Пункт 1 статьи 10 закона «О защите прав потребителей» гласит: «Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора». Пункт 2 той же статьи уточняет, что цена товара в рублях является неотъемлемой частью этой информации. 

- В Гражданском кодексе РФ есть такое понятие как оферта, т.е. задокументированное предложение. В магазинах ценник является именно публичной офертой, и продавец обязан продать вам товар именно по той цене, которая в этой оферте указана.

Если продавцы наотрез отказываются восстановить справедливость, сфотографируйте ценник и чек на телефон и пригрозите им обращением в Роспотребнадзор. Обычно это действует безотказно.

«Магазины регулярно используют мелкий шрифт, чтобы скрыть реальные условия распродаж, и антимонопольная служба не раз штрафовала за это торговые сети. Также Роспотребнадзор может привлечь к ответственности магазин, который под вывеской «Скидки 50%» продает вдвое дешевле только несколько товаров – по закону, если нет уточнения, с указанной на вывеске скидкой должны продаваться все вещи в магазине», - комментирует Алексей Койтов.

Способ 3. Истина глубже

Те товары, от которых магазин хочет избавиться в первую очередь (непопулярные, слишком дорогие, с маленьким сроком годности и т.п.), почти всегда выставляют на верхние полки — так, чтобы они оказались на уровне глаз. И, конечно, объявляют на них «30% скидку».

Но попробуйте заглянуть на полки пониже или покопаться в дальних углах, и можете найти там аналогичный товар, но значительно дешевле «скидочного».

Способ 4. Поздний старт

Еще один способ заманить клиента на распродажу – заявить о сильном снижении цен на вещи определенной марки или модели. Скажем, по всему городу висит реклама, что планшет престижной марки продается всего за 5 тысяч рублей. Вы нацелились на покупку и специально ради него пришли в магазин. Там разводят руками и говорят, что уцененный товар кончился. И возразить здесь сложно, поскольку чаще всего такая реклама сопровождается неразличимой пометкой о том, что «количество товара по акции ограничено».

Не бойтесь выйти из магазина с пустыми руками. Фото: www.russianlook.com

Но не уходить же вам с пустыми руками. И продавец, чувствуя ваш настрой, начинает нахваливать «почти такую же модель, только лучше». И в полтора, а то и два раза дороже. И вы незаметно приходите к мысли, что «где 5 тысяч, там и 10», и уходите с покупкой, которую в любом другом случае не совершили бы.

Единственный способ избежать лишних трат в таком случае – не бояться выйти из магазина без покупок и не забывать, какую именно сумму вы собирались потратить.

Способ 5. Ловушка для гуманитария

Как правило, скидочные акции предполагают некий диапазон снижения цен, например, от 15% до 50%, при этом на зазывном плакате будет указано просто «Скидки до 50%». Однако зайдя в магазин, вы можете заметить, что вдвое подешевели только самые непривлекательные вещи, вещи неходовых размеров и товар с откровенным браком – расползшимися швами, царапинами или затяжками.

Зато на остальные товары тоже есть скидка, хоть и не такая большая, думаете вы. И здесь нужно быть внимательным. Дело в том, что вычислить стоимость товара при 50% скидке (то есть разделить цену надвое) сможет любой, а вот мимоходом вычислить 15% от 1875 рублей сможет не каждый. Даже в чеке вы можете не заметить подвоха – дешевле изначальной цены, и то хорошо.

Между тем, недобросовестные магазины иногда пользуются математическим невежеством своих посетителей и делают честную скидку только на те вещи, стоимость которых легко вычислить. Остальные ценники могут обмануть вас на несколько сотен рублей, а вы и не заметите – такая схема приносит магазинам сотни тысяч рублей в день. Правда, доказать, что бирка со скидкой является публичной офертой, в суде довольно сложно, поэтому лучше обратить внимание на соотношение скидки и цены еще до покупки. 

«Обычно, если дело доходит до суда, прав оказывается потребитель, - говорит Алексей Койтов. – Однако в этом случае есть два аспекта: гражданский и административный. С гражданской точки зрения, товар вам обязаны продавать по стоимости, указанной на ценнике. Так что магазин вправе вообще не делать скидку, если о ней гласит только какая-то посторонняя табличка. С административной стороны, администрация вводит покупателя в заблуждение, выкладывая товар таким образом. Если дело доходит до суда, то магазин могут оштрафовать, но покупатель от этого ничего не выиграет».

SPB.AIF.RU предлагает памятку с самыми распространенными «способами отъема денег у населения», которая поможет отправиться за покупками во всеоружии. Фото: АиФ

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах