Примерное время чтения: 5 минут
460

Кто ответит за манипуляции в сфере закупок? От этого могут пострадать дети

Часто заказчики пытаются манипулировать ситуацией в сфере закупок.
Часто заказчики пытаются манипулировать ситуацией в сфере закупок. pixabay.com

В последнее время тема государственных закупок стала наиболее актуальной для пристального внимания правоохранительных органов. Так, например, внимание прокуратуры Петербурга привлек конкурс в Красносельском районе за право кормить школьников.

Лазейки для недобросовестных заказчиков

Напомним, чиновники местной администрации объявили конкурс на обеспечение более 40 школ Красносельского района обедами для школьников всего за несколько дней до начала нового учебного года 2018. В документации появились очень странные критерии, например, отсутствовали требования к таким важным моментам, как, например, наличие специалистов-поваров. В итоге конкурс на очень крупную сумму выиграла впервые участвующая в конкурсе ООО «СПб Спец Строй», хотя и не имеет должного штата поваров и оборудования. А старейший в Красносельском районе комбинат социального питания проиграл в тендере за право кормить школьников. Все эти странные нововведения привели к неприятным последствиям.

Уже в конце октября, то есть всего через два месяца после начала работы новой компании, городская прокуратура заявила, что детей в школах №200 и №252 в Красносельском районе Петербурга кормили фальсифицированной молочной продукцией. Специалисты Роспотребнадзора провели внеплановые проверки в данных учебных заведениях и установили, что учащиеся этих школ не получали в достаточном количестве белки и жиры, что могло послужить причиной различных заболеваний, связанных с нарушениями обмена веществ. Проще говоря, в молочной продукции там было выявлено пальмовое масло. Возбуждено уголовное дело по статье «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». По данным районной прокуратуры рассмотрение дела продолжается.

Пока же школьники продолжают рисковать здоровьем, обедая в красносельских школах. Ведь никто не может гарантировать, что их питание безопасно. Беспокоит не только это, буквально в эти декабрьские дни в Красносельском районе должен проводиться конкурс на поставку продуктов в детские сады района. И есть вероятность, что его вновь выиграет компания с сомнительной репутацией. Не поэтому ли местные чиновники максимально оттягивают проведение данного конкурса, зная, что если он состоится в последних числах декабря, то из-за новогодних праздников другим участникам будет сложнее оспорить его результаты?

«Часто заказчики пытаются манипулировать ситуацией в сфере закупок, ссылаясь на социальную значимость конкретной закупки или сферы их деятельности, - говорит адвокат Адвокатской палаты Ленобласти Алексей Прохоров. – Особенно это распространено в сфере обеспечения социальным питанием детей в детских садах и школах. Часто документацию размещают в самом конце года таким образом, чтобы внесение изменений в пакет необходимых документов, по жалобе заинтересованных лиц, по предписанию УФАС, делало невозможным начать поставки с начала нового года. Заказчики, в нашем случае это работники районных администраций, манипулируют этим фактом, рассказывая о возможном социальном взрыве. Таким образом, они вынуждают сотрудников контрольных органов применять к ним более мягкие меры ответственности. При этом они почему-то не отвечают на вопросы о причинах столь позднего размещения закупки. Размести они закупку на месяц раньше, создали бы ситуацию, при которой конкуренция была бы шире. Ну и еще одна ситуация, которая может произойти в Красносельском районе – подведение итогов закупки в последний день года. Даже если кто-то из обиженных участников торгов захочет пожаловаться в ФАС, то не сможет ничего сделать. Ведь жалобы из-за новогодних праздников рассмотрят по истечении 10 дней, то есть после окончания положенного срока рассмотрения. Этой лазейкой обычно пользуются заказчики, которые хотят избежать проверок ФАС. Им кажется, что эти хитрости гарантируют им отсутствие любых негативных последствий. Они сильно ошибаются, ведь с появлением новых статей УК вероятность привлечения к ответственности за нарушения такого рода, существенно выросла». 

Преступление и наказание

«Несмотря на пристальное внимание к вопросам закупок, мало кто из должностных лиц, в чьи обязанности входят государственные закупки, знает о возможной уголовной или административной ответственности за нарушение норм, регламентирующих проведение торгов при осуществлении закупок за счет средств бюджета, - продолжает Алексей Прохоров. – А наказания за различные нарушения могут быть очень серьезными. Так, например, лица, давшие взятку чиновнику с целью повлиять на результат торгов, привлекаются к уголовной ответственности по статье 291 УК РФ, а чиновники, ее взявшие – по статье 290 УК РФ. Санкции за подобные преступления очень жесткие и достигают 15 лет лишения свободы и штрафа, налагаемого как дополнительное наказание в размере 70-100 крат от суммы взятки. Не лишним, полагаю, коснуться других норм, субъектами ответственности которых являются лица, обладающие должностными полномочиями. Это статьи 285 и 286 УК РФ, которые регламентируют ответственность за злоупотребление должностными полномочиями и за превышение должностных полномочий. В последнее время в ряде регионов страны сложилась практика привлечения представителей заказчиков к ответственности по этим статьям. Это происходит если заказчики при разработке закупочной документации общались с потенциальными подрядчиками, получали от них готовые технические задания, привлекали их к рассмотрению заявок и так далее. Правоохранительные органы квалифицируют такие действия как превышение полномочий или злоупотребление должностными полномочиями в зависимости от деталей дела».

Еще одна интересная статья УК РФ, посвященная закупкам – 178 – ограничение конкуренции. Формально эта статья больше относится к возможной уголовной ответственности подрядчиков, то есть устанавливает ответственность за так называемый картельный сговор на торгах. Фактически дел по ней пока нет, но есть большое количество материалов, находящихся у правоохранителей «в работе».

Не так давно появились статьи 200.4 и 200.5. И если статья 200.5 лишь расширяет круг должностных лиц в сфере закупок и устанавливает ответственность за получение ими какого-либо вознаграждения, то статья 200.4 существенно многограннее. Ей предусмотрена ответственность заказчиков за нарушения в сфере закупок при наличии так называемой «иной личной заинтересованности или в корыстных целях».

Надеемся, что в ближайшее время ситуация в сфере госзакупок будет взята на особый контроль федеральными и региональными властями, а заказчики станут более ответственно относиться к данному виду деятельности.  

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах