Примерное время чтения: 8 минут
983

Элитная… промзона. Кто переселяет заводы на окраины?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. Аргументы и факты - Петербург 10/12/2014
Ирина Сергеенкова / АиФ-Петербург

Насколько сегодня необходим вывод предприятий из исторического центра? Какова судьба фабрик и заводов, которые уже вынужденно сменили прописку? И как сочетаются громкие заявления властей о под-
держке городской экономики с фактическим освобождением промзон под бизнес-проекты? 

Все эти вопросы обсуждались во время делового завтрака в ресторане Stroganoff, Steak House (Конногвардейский пр., 4), в котором приняли участие руководители предприятий, представители власти, бизнеса, общественных организаций.  

Одним из поводов послужил вызвавший широкий резонанс конфликт на ОАО «Реактив» (см. «АиФ-Петербург» № 43 и 49). Причём этот завод не единственный, кого хотят подвинуть. Сегодня в зоне риска «Адмиралтейские верфи», «Обуховский завод», «Равенство», заводы им. Климова и Калинина, «Красный треугольник» и другие легенды городской индустрии. На днях выставили на продажу трикотажную фабрику «Красное знамя». Проработавшая более двух веков, в наши дни она доведена до аварийного состояния. Аукцион состоится 17 декабря, победитель сможет построить на 3 га жилую и коммерческую недвижимость. Не отменены до конца и планы переезда Военно-Медицинской академии, а сейчас горячие головы собираются перебазировать на Кольский полуостров Пулковскую обсерваторию. 

Будем ликвидировать

- Первые тревожные звонки прозвучали ещё в 2007-м, - подчеркнула Ирина Иванова, депутат ЗакСа. - Тогда вице-губернатор Игорь Метельский откровенно заявил: «Для города нерентабельно держать заводы, расположенные в центре. Земля там дорогая, поэтому производство надо любыми путями убирать». А когда оппоненты заметили, что это равносильно ликвидации, ответил: «Значит, будем ликвидировать». 

По словам Ирины Ивановой, первые тревожные звонки прозвучали еще в 2007 году.Фото: АиФ / Ирина Сергеенкова

Сегодня, по мнению парламентариев, ситуация усугубилась и напоминает 90-е. Если предприятие хотят убрать, тут же приходят с проверками прокуратура, налоговая, инспекция по охране труда. Одну из компаний, работающую всего 3 месяца, проверяли уже 14 раз. Если это и есть внимание власти, то очень своеобразное. Вообще такое впечатление, что государство не только не защищает промышленность, но принимает законы, которые фактически позволяют её развалить. Пример - Сестрорецкий оружейный завод, основанный ещё Петром I. Там создавали российское автоматическое оружие Дегтярёв, Фёдоров, Токарев, а начальником был Сергей Мосин - изобретатель знаменитой русской «трёхлинейки». Завод не останавливался в революцию и блокаду. Однако в 2003-м его продали американцам. Итог - сейчас там собираются строить жилой комплекс. 

Услышать друг друга

Почему же город и предприятия не слышат друг друга? Этот вопрос в ходе дискуссии задал Александр Карпов, директор Центра экспертиз «ЭКОМ». 

И здесь, оказывается, виноваты обе стороны. Промышленники, например, практически не реагируют на градостроительную документацию. В частности - изменения Генплана. 

А ведь именно в этих решениях отражены актуальные потребности мегаполиса. Реальность такова, что городу сейчас остро не хватает земли для развития. Нынешний темп и структура жизни требуют новых дорог, развязок, более мелкой сетки кварталов и улиц, но прокладывать их негде. В то же время под промзоны отведена непропорционально большая территория. Более того, «серым поясом» они окружают центр и поневоле становятся помехой деловой и общественной жизни.

Почему же город и предприятия не слышат друг друга? Этот вопрос в ходе дискуссии задал Александр Карпов, директор Центра экспертиз «ЭКОМ».  Фото: АиФ / Ирина Сергеенкова

Так что же, пожертвовать цехами, мастерскими ради удобства? Ни в коем случае, были единодушны наши эксперты. 

И здесь надо посмотреть на Европу, где тоже столкнулись с аналогичной проблемой. Сейчас там промышленность процветает, но такой площади не занимает. Правда, не обошлось без потерь. В некоторых городах, ранее славившихся трудовыми традициями, реформы просто смыли инженеров и рабочих. На их место пришли офисные клерки, юристы и дизайнеры, что полностью изменило облик целых кварталов. 
- Надо обратиться к опыту и советского времени, - предложил Алексей Третьяков, член Торгово-промышленной палаты Санкт-Петербурга. - Тогда строительство заводов тесно увязывалось с развитием города. Вспомните, на Балтийском заводе в своё время работали 13, на Кировском - 20 тыс. человек. Для них сразу же строилось жильё - на Васильевском острове, в Кировском районе. Параллельно закладывалась инфраструктура: дома культуры, школы, поликлиники. Многими мы пользуемся до сих пор. Действовала норма - от дома до работы - 20 минут. Рабочие «Позитрона» получали квартиры в радиусе современного проспекта Тореза. До проходной - 15 минут пешком. А сегодня? Дорога только в одну сторону может занимать час-полтора.

Власть признала ошибку

Но, допустим, промышленную зону расчистили. Как же осваиваются в Петербурге такие территории? Мы попросили участников встречи привести примеры удачного решения. Таких что-то не нашлось, а вот отрицательных - сколько угодно. Один из вопиющих - Парнас. В 70-х там ветеранам давали гаражи, однако пришёл большой бизнес и тысячи боксов снесли. Многочисленные протесты жителей не помогли. Но что дало массовое строительство на этом участке? Сегодня уже ясно: город получил один из самых неудобных для жизни районов. Плотно воткнутые высотки сдавались почти в чистом поле. В результате из-за постоянных пробок на въезде и выезде туда тяжело добираться, мало мест для учёбы и отдыха. Не случайно за ним закрепилась репутация гетто. Так как же решать проблему?

- Современные директора предприятий - не ретрограды. И если бы им предложили за новый участок достойные деньги, на которые можно купить оборудование, поднять производительность, - они бы поехали, - считает Александр Абросимов, уполномоченный по защите прав предпринимателей Санкт-Петербурга. - Однако этого не происходит. Чтобы помочь предприятиям, мы подключаем прокуратуру, приостанавливаем законодательные акты МО, если они ухудшают положение бизнеса. Такой диалог может быть успешным - об этом говорит судьба постановления № 1045. Два года назад этот документ приравнял небольшие торговые точки, газетные киоски к… заводам. Однако затем власть признала ошибку и отменила решение. Так что рассчитываем на положительный результат. 

Ирина Иванова и Александр Абросимов Фото: АиФ / Ирина Сергеенкова

Блиц-интервью

Роман Евстратов, партнёр, инвестиционный консалтинг Rusland SP: 

- Сегодня земля такой же ресурс - как здание, оборудование, персонал. И нужно понять: эти гектары - ключевой капитал, за который нужно всеми силами бороться, или можно сменить адрес? Некоторые из предприятий Петербурга основаны едва не два века назад, но в наши дни всё изменилось. Жителям нужно более комфортно добираться на работу и домой, а не стоять в многочасовых пробках. Необходимо, чтобы вдоль рек зеленели парки и скверы, а не дымила промзона. Но так ли необходимо заводу, чтобы он обязательно находился на набережной? 

Ирина Иванова, депутат Заксобрания, член комиссии по экономике, промышленности и собственности:

- Государство хочет, чтобы промышленники были законопослушными. Но пусть и оно будет таким же! Однако у нас всё наоборот. Приходят денежные мешки и говорят: «Чтобы завтра вас тут не было». Недавно в городе была принята «Стратегия 2030» - объёмный документ, где всё нацелено на сохранение традиций, промышленности в том числе. Не хочется думать, что слова снова разойдутся с делом. 

Александр Карпов, руководитель Центра экспертиз «ЭКОМ»:

- Корень зла в том, что проблемы у нас широко не обсуждаются, а решаются в узком кругу власти и бизнеса. То же произошло с Генпланом. В 2005 г. этот документ зафиксировал находящуюся в городе собственность, а уже в 2008-м стал инструментом, который некоторые продвинутые руководители использовали фактически для захвата территории. Появилось жёсткое зонирование, а вот планы по развитию улично-дорожной инфраструктуры, наоборот, оказались очень гибкими. Настолько, что их можно и не соблюдать. В итоге со строительством метро мы отстаём на 30 лет, сеть дорог развивается слабо. Сегодня город должен чётко показать - во что вкладывается, какие районы развивает. Это позволит избежать многих ошибок. 

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах