Примерное время чтения: 5 минут
221

Кризис советских брендов. Судьба знакового объекта Петербурга под вопросом

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. Аргументы и факты - Петербург 16/04/2014

О В компании падение связывают с неблагоприятной экономической конъюнктурой и снижением потребительской активности. Но не менее важным фактором является инерционная стратегия развития БГД, не позволяющая раскрыть потенциал самой престижной торговой зоны Петербурга.

Ожидаемый спад

Согласно данным бухгалтерской отчётности ОАО «Большой Гостиный Двор», объём выручки уменьшился на 3,9% к 2012 году и составил 1,3 млрд рублей (без НДС и акцизов). Предыдущее падение выручки БГД было зафиксировано в кризисном 2009 году - на 16,9% к 2008 году до 1,2 млрд. В целом ухудшение финансовых показателей компании в условиях экономической рецессии и снижения реальных доходов населения было ожидаемым. В самой компании такую возможность прогнозировали ещё по итогам 2012 года. Но на фоне развернувшейся в последнее время острой дискуссии о выборе концепции дальнейшего развития «Гостиного двора» эти данные дают дополнительную пищу для размышлений.

Бизнес по инерции

БГД - один из немногих знаковых объектов на Невском проспекте, структура собственности и управления которого сложилась ещё в 90-е годы и с тех пор не претерпевала существенных изменений. Основными владельцами компании считаются брат одиозного бизнесмена Михаила Мирилашвили - Константин, контролирующий 32% акций через ООО «Сигма», и ООО «Виктория СПб», а также руководитель старейшего петербургского коммерческого банка «Викинг» и давний партнёр семьи Мирилашвили Алексей Устаев - его банк контролирует 27% БГД. Ещё 25% акций принадлежат трудовому коллективу универмага. При этом значительную часть площади комплекса собственно «Гостиного двора» (74 000 м2) ОАО «БГД» занимает на правах арендатора по договору КУГИ, заключённому на 49 лет.

Всё это предопределяет крайне консервативную, инерционную по сути своей модель развития бизнеса. Нетрудно заметить, что за два десятилетия структура «Гостиного двора» претерпела лишь незначительные, косметические изменения и, если не считать ассортимента, во многом сохраняет вполне узнаваемые черты, унаследованные ещё с советских времён. Сюда вполне укладывается и то обстоятельство, что БГД не ограничивается функцией управляющего и сдаёт в аренду лишь часть торговых площадей, ведя самостоятельную закупочную и торговую деятельность. И хотя бренд «Гостиного двора» по-прежнему привлекает российских и иностранных туристов, петербуржцы в основной своей массе отдают предпочтение более современным форматам торговли. Этим объясняется повышенная чувствительность к колебаниям экономической конъюнктуры, которая при других обстоятельствах могла бы быть значительно ниже. Благодаря сочетанию уникальной локации и исторического окружения торговая зона «Гостиного двора» имеет огромный нереализованный потенциал. Даже если не рассматривать спорные с точки зрения сохранения памятника архитектуры проекты по радикальной перестройке комплекса и увеличению торговых площадей.

В поисках концепции?

Однако незаинтересованность основных акционеров БГД в современном развитии в данном случае видна невооружённым глазом. Когда собственник практически ничего не вкладывает в дело, удовлетворяясь существующей прибылью, инвестиционные риски близки к нулю, а владелец остаётся в плюсе при любом уровне дохода, поэтому не слишком беспокоится о его колебаниях. В этом принципиальное отличие экономики БГД от других крупных торговых центров на Невском проспекте, где ключевым показателем эффективности является окупаемость вложенных инвестиций. Правда, жизненный цикл такого формата бизнеса, как правило, конечен - именно поэтому большинство ликвидных объектов в центре города со временем сменили владельцев и подверглись обновлению. «Гостиный двор» уцелел, его основные акционеры, по-видимому, не намерены изменять своим привычкам, поэтому существующий статус-кво их, похоже, полностью устраивает. Полноценная реконструкция «Гостинки» - в нынешних условиях очень дорогое и рискованное предприятие, требующее привлечения внешних инвестиций, что для действующих акционеров потенциально связано с утратой полного контроля над ОАО «БГД» и означает потерю пусть не очень большого, зато стабильного источника доходов. Учитывая же, что собственником большей части площадей остаётся Санкт-Петербург в лице КУГИ, проще оставить всё как есть, торпедируя любые предложения по реконструкции и реконцепции БГД, что сейчас и происходит. «Дойная корова» протянет ещё сколько-то лет, после чего потерявший ликвидность актив можно будет вернуть городу. Дальнейшая судьба «Гостиного двора» при таком развитии событий представляется смутно и будет зависеть от многих обстоятельств. Но наиболее благоприятный момент для того, чтобы подарить престижной и знаменитой торговой зоне Петербурга новую жизнь, может быть упущен. 

Мнение эксперта

Сергей Владимиров, начальник отдела финансовых рынков и инвестиций «Jones Lang LaSalle» в Санкт-Петербурге:

- «Гостиный двор» - это уникальный объект с огромным потенциалом. Грамотный редевелопмент может привлечь новых арендаторов, в том числе международные бренды, ещё не представленные в России. Актив имеет превосходную локацию, однако ему присущи все проблемы объектов в историческом центре города. При значительных инвестициях и грамотном подходе «Гостиный двор» может стать объектом мирового масштаба. Отличное местоположение и большие площади подходят не только для коммерческой реализации, но и для проведения разного рода мероприятий. Естественно, что подобные изменения повлекли бы за собой и увеличение доходности в разы. В перспективе он мог бы превзойти ТРЦ «Галерея» и других конкурентов при разработке грамотной концепции и её успешной реализации.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах