Примерное время чтения: 6 минут
369

Захватывающая борьба. В Петербурге сложилась конкурентная ситуация

Галина Безбородова / АиФ

Итоги предвыборной кампании в Санкт-Петербурге и Ленинградской области подводит Станислав Еремеев, профессор, заведующий кафедрой российской политики, декан факультета политологии СПбГУ.

Право - есть, желания - нет?

Станислав Германович, в чем особенности этой избирательной гонки?

- Предвыборная кампания 2016 года принципиально отличается от предыдущего цикла в 2011 году. Во-первых, на сегодня ни у кого из участников - политических партий и граждан – нет сомнения, что она носит легитимный характер. Все те изменения, которые произошли, были направлены на главное – реализацию возможности граждан российской федерации, в том числе Петербурга и региона – выразить свое политическое участие. Это изменения, которые были внесены политической реформой в либерализацию законной регистрации партий, и снижение заградительного барьера в Госдуму с 7% до 5%, и те изменения, которые перед самыми выборами коснулись смены руководства избиркома в Петербурге и центральной избирательной комиссии.

Во-вторых, к сожалению, из 74 политических партий, которые существуют в стране (по данным Минюста), не все воспользовались своим шансов участвовать в кампании. Увы, значительная часть этих политических сил существует, что называется, формально. Поэтому сегодня за право быть в Госдуме борются лишь четыре политических партий, а в ЗакСы регионов - 12. Это говорит о том, что недостаточно предоставить право, важно, чтобы сами эти партии что-то делали в течение всего избирательного года.

Острая конкуренция

Что можно сказать о кампании в Петербурге и Ленинградской области?

- У нас конкурентная ситуация. Есть ряд округов, где идёт жесткая борьба разных политических партий. Например, округ, который охватывает территорию жителей части Фрунзенского района и города Колпино. На старте избирательной компании многие говорили о том, что есть огромная фора и преимущество у парламентария с многолетним стажем Оксаны Дмитриевой, которая более 20 лет была депутатом. Она рассматривалась как безусловный фаворит. На старте её известность по отношению ко всем другим участников гонки давало ей преимущество. Но сегодня мы столкнулись с тем, что в результате правильных действий одного из её конкурентов – Михаила Романова (скажем честно, его мало кто из жителей знал и видел) - их известность сравнялась. Почему? Потому что этот молодой динамичный человек понял главное - есть запрос людей на встречи, на общение, на реальные предложения. Он вёл компанию «от двери к двери». Это пример, как должны вести себя люди, которые хотят попасть в Госдуму.

Острая политическая борьба в округе, где борются Олег Нилов и Владимир Катенев. Там результат не предрешен. Я не согласен, что во всех округах победит партия власти. Например, Справедливая Россия объективно может рассчитывать на тот округ, где себя хорошо зарекомендовала Елена Драпеко. Примеров можно привести немало. Появились новые лица, которые вчера были лидерами общественного мнения регионального уровня, но выросли из этих задач и ставят перед собой более серьёзные. Например, господин Милонов хочет попасть в Госдуму. И у него есть все основания, потому что он достаточно много делал на территории своего округа. Ничего не ясно по Центральному округу, где выдвигает Бортко, Пайкин и целая плеяда других крепких кандидатов.

Ждать ли нам неожиданностей?

- Сейчас сделано все для того, чтобы каждый из тех политических сил, кто хочет работать в правовом поле, мог себя реализовать. Отмечу, что участники ставят разные цели. Одни желают реально добиться места в Госдуме. Это Единая Россия, Справедливая Россия, коммунисты и ЛДПР. При этом никто из избирателей не оспаривает то, что ЕдРо - безусловный лидер. Вопрос только в том, сколько партия получит голосов в итоге - больше абсолютного большинства или меньше. На самом деле интрига не в этом, а в том, какие партии станут вторым, третьими и четвёртыми. Здесь идет борьба между коммунистами, ЛДПР и Справедливой Россией.

Если весной социологи фиксировали, что электоральные предпочтения склонялись в пользу коммунистов, то сегодня мы видим в ряде округов, что Жириновский и представители партии, попали в тренд восприятия избирателей. Из-за ситуации с внешнеполитическими вопросами, когда Россия вынуждена вести соответствующую риторику, связанную с навязанными нам санкциями и т.д. Здесь мы видим, что меняется настроение. Поэтому обострилась борьба между коммунистами и ЛДПРовцами. Весной у Справедливой России была другая задача - взять максимальное количество голосов, чтобы преодолеть 5-процентный барьер, но в некоторых регионах она поменялась.

Запрос на новые лица

У каждого региона свои предпочтения?

- Сегодня то, как расставляются те или иные политические игроки зависит от социально-экономической ситуации в том или ином регионе. И от того, насколько кампании, которые ведут те или иные представители этих партий, попадают в настроения и ожидания избирателей. Кстати, есть ещё две группы партий со своими задачами. Например, одни хотят преодолеть 3-процентный барьер и получить госфинансирование. И это парадокс. С одной стороны, в ходе избирательной кампании они все выступают с критикой государственной власти, а с другой – мечтают получить господдержку. Есть ещё одна группа – это те, кто изначально идут с резкой критикой существующего режима, решая задачу радикальной оппозиции. Например, партия Парнас.

Что скажет об электорате?

- Сегодня мы имеем ситуацию, когда за четверть века развития новой демократической России избиратель стал понимать, что за красивыми обещаниями и словами иногда стоит просто желание попасть в тёплое место. Более того, люди резонно задают вопросы, вы столько лет находились в Госдуме, а что вы реально сделали? Это актуально. В обществе есть запрос на новые лица. И это мы с вами увидим по итогам голосования.

Подытожу: не правы те, кто говорит, что выборы скучные, и ничего не происходит. Еще как происходит и очень активно! Другое дело, что как всегда, закончатся выборы и сразу начнутся новые. В том смысле, что начнутся иски, крики «честно-нечестно», потому что это часть избирательных технологий тех политических сил, которые не ставят задачу выиграть выборы. Их задача остаться в информационном политическом пространстве. И различные громкие заявления, иски – это один из инструментов политического пиара.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах