— Что грозит недобросовестному заемщику по действующему российскому законодательству?
— Привлечь к уголовной ответственности неплательщика кредита практически невозможно. Применить статью «мошенничество» сложно, ведь в этом случае необходимо доказывать умысел. Если человек не предъявлял поддельный паспорт или какие-то другие документы, доказать предумышленность действий тяжело. Поэтому речь идет о гражданско-правовой ответственности: должнику грозит суд и последующий визит судебных приставов.
— Кому более выгоден судебный процесс — недобросовестному заемщику или банку?
— Если речь идет о просроченном ипотечном кредите, то банку без суда никак не обойтись — только суд может принять решение об отторжении квартиры. Кроме того, банкам суд интересен с точки зрения бухгалтерии — данные взаймы деньги не могут же просто так взять и исчезнуть, их надо «обелять». Но с точки зрения возврата реальных денег, суд банкам невыгоден. Большинство клиентов и банков обращаются в коллекторские агентства, чтобы решить вопрос в досудебном порядке. Возьмем сотовую связь: ушел человек в минус, допустим, 600 рублей, и сменил номер, чтобы не платить. Оператору что, судиться с таким товарищем?
— Много пишут о мошенниках — они представляются сотрудниками агентств, которые по поручению банков работают с должниками. Какие документы такой человек обязан предъявить должнику, чтобы не возникло сомнений?
— Во-первых, доверенность от организации, которая хочет вернуть долг. Во-вторых, агент должен по просьбе должника показать свое удостоверение личности, то есть паспорт. Имейте в виду, что служебное удостоверение не подходит. Кроме того, настоящий агент не будет нервничать, если его попросят уточнить телефон и адрес организации, в которой он работает. Не расстроит его и звонок «подшефного» в контору для перепроверки данных.
Ну и самый верный признак мошенника: вас просят деньги отдать сразу, наличными, в руки агенту. Подлинный агент попросит перечислить задолженность в банк.
— Вправе ли сотрудник агентства без предупреждения прийти к должнику домой?
— В России пока нет закона о коллекторской деятельности. Хотя соответствующие разработки ведутся. Поэтому нигде не сказано, что нельзя приходить без предварительного звонка или, скажем, поздно вечером. Конечно, существуют какие-то корпоративные правила в разных агентствах, но они не обязательны для остальных.
К примеру, в США существуют жесткие рамки по времени, в которое можно наносить визит гражданам. Более того, их надо предупреждать заранее. Но причина подобной лояльности в следующем: если человек в течение месяца будет игнорировать эти звонки, им займется бюро кредитных историй. А это для американцев — страшная перспектива.
— Если сотрудник коллекторского агентства приходит на работу к должнику, не является ли это нарушением законодательства?
— Законом это не запрещено. Вот, допустим, у вас кто-то занял денег и не возвращает. Вы приходите на работу к заемщику и во всеуслышание высказываете все, что думаете по этому поводу. И ничего вам за это не будет.
Мягко, но настойчиво
— Как вы можете повлиять на должника: «мягко, но настоятельно посоветовать» продать что-либо из имущества, занять денег у знакомых или как-то еще?
— Есть три стадии работы коллектора. Первая — софт-коллектинг. Здесь используются телефонные звонки и рассылка писем с объяснением должнику его положения, последствий его действий. Существует порядка 15–20 стандартных способов психологического воздействия. Вторая стадия — хард-коллектинг. Вот тут следует готовиться к визиту представителя агентства, который более жестко обрисует ситуацию. Ну и последняя стадия — работа с должником уже после суда.
— Вправе ли коллекторское агентство самостоятельно собирать информацию о материальном положении должника?
— По собственной инициативе — не вправе. Получать ее от банка — может. Если человек берет серьезный кредит, допустим, ипотечный, он заполняет бумаги, в которых по требованию банка указывает информацию об имеющемся имуществе. Банк в свою очередь информирует заемщика: в случае нарушения договорных отношений с банком он может передать данные о заемщике коллекторам, то есть третьим лицам.
— Существуют ли способы действительно «кинуть» банк?
— Как только появились мы, вскоре образовались и так называемые антиколлекторы. Большинство работают через Интернет. Они, понятно, за деньги присылают список того, что надо сделать, чтобы кредит не отдавать. Мошенникам такие советы не нужны — они сами могут много насоветовать. А для обычных людей следование этим советам означает вступление на скользкий путь, который вполне может окончиться судом.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть