Примерное время чтения: 6 минут
123

Николай Кропачев: «Уголовный кодекс — это кодекс свободы»

— Скажите, трудно ли учить студентов уважению к праву, если даже депутаты Госдумы говорят о «взяткоемких» законах, лоббировании интересов, а Владимир Путин — выпускник вашего факультета — никак не может победить коррупцию?

— Во все времена, историче.ские периоды, во всех государствах не было идеального исполнения закона. Поэтому проблема не в том, что у нас сейчас определенные нормы соблюдаются меньше, чем в некоторых странах. Другое дело, что надо разрабатывать такое законодательство и внедрять такую правовую систему, которые позволяют обществу развиваться.

— Но у нас несправедливость становится нормой. Это, кстати, признает и сама власть.

— Жизнь сложна, и справедливость не всегда торжествует. Юрист — это не только человек, который квалифицированно находит пути решения споров и противоречий. Это профессионал, предупреждающий конфликты. Он создает правила, позволяющие избежать распрей, не дает разгореться вражде.

Жан Поль Марат назвал уголовный кодекс, который обыватель воспринимает как что-то страшное, кодексом свободы. Ведь, если вдуматься, запрещая целый ряд действий, он защищает людей. Нельзя воровать, насиловать, убивать… И, замечу, нельзя привлекать к ответственности тех, кто не совершил этих преступлений. Уголовный кодекс необходим, чтобы не покарать невиновного.

— Постепенно наше общество, не видя поддержки государства, начинает защищаться самостоятельно. Юридическая грамотность населения по сравнению с 1990 годами стала значительно выше.

— Действительность заставляет. Помню, во время моего аспирантства мы ходили по предприятиям и читали лекции о праве. Слушатели откровенно спали, и мы никак не могли придумать, как заинтересовать людей. А все потому, что правовых проблем не возникало! Если же они появлялись, надо было идти не к юристу, а к партийному начальнику. Актуальные темы можно было пересчитать по пальцам одной руки: необходимая оборона, семейное право…

Сейчас горожан правовые вопросы интересуют гораздо больше. Они чаще обращаются к юристам, самостоятельно изучают тексты законов. Наши преподаватели и студенты за год дают малообеспеченным гражданам до 2 тысяч бесплатных консультаций. В 1980-м мы вряд ли могли рассчитывать, что кому-нибудь понадобится такая помощь.

Отчислили? В суд!

— Говорят, что ваши студенты настолько подкованны, что даже подают на вас в суд и требуют отменить тот или иной приказ.

— Наш студент — это человек, который не боится отстаивать свои права. Спорит, судится с нами, идет в прокуратуру. Так что на каждое заявление я смотрю как на важный юридический документ, понимая, что, если будут нарушены права студента, он пойдет в суд и выиграет. Такое случалось. Например, восстанавливали отчисленных, потому что допустили нарушения в сроках издания приказа.

— Не смущает, что ученики оказываются грамотнее своих преподавателей?

— Наоборот, радует. Еще лет 15 назад студент подходил к декану как проситель. Сегодня часто они разговаривают на равных. А наши воспитанники участ.вуют в сложнейших делах в городском и Верховном суде России. Мы делаем все возможное, чтобы студенты и выпускники юрфака были на высоте.

Да и наши преподаватели не просто учителя. Ведь есть педагоги, которые прекрасно «доносят» лишь чужие мысли. А есть те, кто не только преподает, но и творит, занимается наукой. Преподаватель, ученый и практик. У нас таких большинство.

«Факультет президентов»

— Лобачевский писал, что «математика ум в порядок приводит».

А юридическое образование, очевидно, помогает объединить «алгебру и гармонию»? Иначе чем объяснить тот факт, что питерский юрфак окончили Чайковский, Врубель, Блок, Бенуа, Рерих, Стравинский, Гумилев…

— Когда эти фамилии произносишь за границей, они мало ассоциируются с юристами, но совершенно точно — с Россией. Однако в жизни наших знаменитых соотечественников юридический факультет оставил след не только в виде диплома. Пример — Николай Рерих. Художник, мыслитель, философ. Но он внес свою лепту и в юриспруденцию.

В международном праве есть такое понятие — «пакт Рериха». Это международный пакт о защите культурных ценностей. Николай Константинович потратил немало сил и собственных финансовых средств, чтобы увлечь этой идеей руководителей многих стран, деятелей науки и искусства. В итоге в Нью-Йорке главы более тридцати государств подписали «пакт Рериха». Это позволило решить вопросы сохранения произведений искусства во время мировой войны, а затем и проблемы, связанные с их возвращением.

— Юрфак называют «факультетом президентов». Здесь учились три руководителя российского правительства — Керенский, Ленин и Путин. Теперь к этим фамилиям присоединилась еще одна. Вы ведь вели семинар у студента Медведева?

— Роль личности в истории трудно переоценить. Я уверен: мы с вами живем в спокойном обществе, имеем хорошие перспективы только потому, что к власти пришел волевой и сильный лидер, умеющий отстаивать приоритеты России. Если бы такой человек не стал президентом, страна, я уверен, развивалась бы по иному сценарию.

В 1990-х мы все стояли у опасной черты.Тогда нам повезло. Убежден, что повезет и во второй раз.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах