Примерное время чтения: 4 минуты
113

Без мигрантов можно обойтись

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. Аргументы и факты - Петербург 08/06/2011

- Сапожниками, конюхами, торговцами в Петербурге ещё в дореволюционные времена были представители определённых национальностей. Но тогда их никто не называл презрительным словом «гастарбайтер», - считает кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры международных политических процессов факультета политологии СПбГУ Гумер Исаев.

Тюбетейки не раздражают

- "АиФ-Петербург": У нас, как в Европе и США, сложилась ситуация, когда люди стремятся получить высшее образование и не хотят работать руками. Говорят, мы не сможем прожить без выходцев из стран СНГ, так же, как итальянцы без румын, немцы без турок…

- Есть страны, которые вполне обходятся без массовой рабочей силы мигрантов. Например, Китай, Турция, Корея, Япония… У нас гастарбайтеры - это феномен современной рыночной системы. Без которого пока не обойтись. Если завтра в Петербурге исчезнут все таджики - горожане «заплачут». Когда коренное население рассматривает ряд профессий как непрестижные, остаётся одно - нанять приезжих, которые согласны выполнять эту работу. Подметать дворы, мыть подъезды… Это рынок! И тут нам надо определиться - либо отказаться от их услуг, либо смириться с «побочными эффектами», как, например, невысокий уровень культуры, особенности их традиций и проч.

- "АиФ-Петербург": С этим как раз проблема. Даже петербургские депутаты предложили ввести дресс-код для мигрантов и запретить резать баранов на улицах…

- Запрет на ношение хиджаба во Франции спровоцировал в стране конфликт. Ущемлёнными себя почувствовали даже те мусульманки, которые этот хиджаб никогда и не надевали. И в Петербурге, и в Ленинграде к азиатам в тюрбанах, тюбетейках и национальных костюмах всегда относились нормально. Ещё в середине XIX века в петербургский университет приехал преподавать египетский шейх ат-Тантави. Он ходил по Невскому проспекту в национальной одежде, чем привёл в восторг горожан. О нём писали в газетах! Что касается баранов, то в Курбан-байрам их резали в нашем городе всегда. Другое дело, что травмировать подобным зрелищем обычных горожан не надо. Для этого лучше выделить отдельную площадку за городом или в закрытых местах. Запретные же меры могут привести к созданию подпольных кружков, где может развиться экстремизм.

Построили и исчезли?

- "АиФ-Петербург": Германия уже призналась в провале миграционной политики, близка к этому и Франция. Есть ли шанс у России?

- Европейцы давно утратили опыт многонациональных империй. Со странами Западной Европы история вообще сыграла злую шутку - в послевоенное время они активно привлекали к себе рабочую силу мигрантов. И экономический рывок Запада во многом произошёл благодаря им. Но на что они рассчитывали? Что гастарбайтеры отстроят им города, а потом исчезнут? Да, азиатские народы плохо ассимилируются в европейскую культуру. У них свои традиции, о которых они забывать не хотят. Поэтому и появляются в городах китайские или турецкие кварталы - люди хотят чувствовать себя как дома. Как же решить проблему? Можно либо пытаться выстроить мультикультурное общество - и это очень сложный процесс, либо насильственно всех уравнять запретами (тут вряд ли обойдётся без конфликтов). Есть ещё третий вариант, как, например, в Македонии. Там албанцы учатся в албанских школах, имеют свои университеты, общественные организации, а македонцы - свои. Но такая практика фактически раскалывает государство на части. Ты не чувствуешь себя соотечественником своего соседа.

- "АиФ-Петербург": Петербург всегда считался мультинациональным городом. Не зря ещё во времена Николая II почти в центре города стали возводить мечеть…

- Во-первых, свою роль играет свойственная петербуржцам вежливость и высокий уровень образования. Во-вторых, в Санкт-Петербурге смешение культур заложено изначально, у нас даже архитектурные памятники разных стилей - и сфинксы, и византийские соборы, и среднеазиатская мечеть. Даже если вы посмотрите фотографии дореволюционных времён, то увидите на улицах города представителей самых разных национальностей. Было принято, что определённые народности традиционно занимались какими-то видами деятельности. Кто-то торговлей, кто-то ресторанным бизнесом. Тогда этих людей никто не называл презрительным словом «гастарбайтер».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах