192

Вера не научила нас трудиться, а породила стремление учить жизни других

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. Аргументы и факты - Петербург 16/05/2012
Фото: Yves Molitor

В общественной жизни должно быть больше христианства и меньше православного официоза, - считает доктор исторических наук, кандидат богословия диакон Александр Мусин.

В церковь - не идут?

- "АиФ-Петербург": Как отмечает высшее духовенство, против Русской православной церкви сегодня развернута информационная кампания. У нас в обществе действительно растёт негативное отношение к религии?

В то время как Европа и Америка, наоборот, возвращаются к христианской морали…

- По поводу «информационных кампаний против Церкви» сказал ещё апостол Павел, обращаясь к первым христианам две тысячи лет назад: «Из-за таких, как вы, имя Божие хулится у язычников». Надо жить по-христиански, тогда и «информационных кампаний» не будет. Негативное отношение сейчас формируется не столько к религии, сколько к церкви, как общественному институту. И в основе этого - поведение самих «профессиональных верующих», духовенства и православных активистов. Человек идёт в церковь, чтобы раскрыть душу, но он не согласен, чтобы в его душу лезли. Сегодня, вместо христианской миссии, православная церковь нередко пытается навязать себя обществу, вторгаясь туда, где её не ждут, используя при этом государственную власть и госбюджет. Это вызывает естественное отторжение. Если бы РПЦ создавала детские сады, школы и дома престарелых, то люди сами бы нашли на это средства. Но церковь и власть боятся инициативы снизу. Поэтому нам пока предлагают «храмы шаговой доступности» и «основы православной культуры» за казённый счёт вместо реальной заботы о преображении людей.

Что же касается Европы и Америки, то они никогда и не отходили от христианской морали. Там такое отношение людей друг к другу, о котором в России и мечтать нельзя.

И как следствие - достойная жизнь.

- "АиФ-Петербург": Но ведь и европейцы не хотят идти в саму церковь. Например, недавно из-за низкой посещаемости закрыли один из красивейших храмов в центре Брюсселя. Теперь там будут продавать овощи и фрукты. В другом бывшем храме работает ночной клуб…

- Как ни парадоксально это прозвучит - это нормальное явление. За ним стоит ответственность христиан, в том числе и за свою собственность. На протяжении 2000 лет истории Церкви храмы строились, когда в них была необходимость, и перестраивались и разрушались, когда эта необходимость отступала. Церковное право Византии предполагало «перепрофилирование» храмовых зданий, когда это происходило в интересах общества.

Декларация от батюшки

- "АиФ-Петербург": Сейчас в блогах популярно выражение «православие головного мозга». Носители «заболевания» - люди, которые довольно агрессивно несут веру в массы. Стоит только посмотреть на акции, которые проводят некоторые православные петербуржцы против абортов. Может, вместо нападок на женщин у больниц стоит с ними поговорить, помочь по-христиански…

- Лично моим мозгам православие помогает лучше соображать. Но, к сожалению, вера Христова так и не научила россиян трудиться, зато породила стремление поучать других. Сегодня сформировалась целая прослойка «православных тунеядцев», которые с радостью отправятся на молитвенное стояние или пикет, но не согласны взять на себя грязную работу, с которой обычно сопряжено служение ближним. Яркий пример - те самые «абортоборцы», устраивающие травлю своих сограждан вместо того, чтобы взять шефство над детским приютом. Или приёмного ребёнка в собственную семью. Но ведь здесь нужно серьёзно потрудиться, а не просто горлопанить…

- "АиФ-Петербург": Сегодня идёт много споров, должен ли быть священнослужитель небедным человеком. С хорошими часами, машиной и айфоном… Да и сами представители РПЦ своей обеспеченности стесняются…

- Не могу с вами согласиться. Лично я не видел, чтобы духовенство стеснялось «рассекать» на дорогих иномарках. К счастью, они есть не у всех. Священник носит крест с надписью: «Будь образцом для верующих». Он подписывает присягу, где обещает вести скромную жизнь. Сегодня со стороны части духовенства видится подчёркнутая демонстрация своего нового статуса, попытка стать такими, как наши бизнес и политическая элита. Это пример для христиан? Обогащайтесь, что ли? Большинство регулярных прихожан живут на суммы, сравнимые с прожиточным минимумом.

К тому же все эти «навороты» во много раз превосходят зарплату священника. Значит, налицо либо бесконтрольное обращение с финансами прихода, либо «подарки». Первое - мошенничество, второе - коррупция. Это гиблое дело - спрашивать у батюшки декларацию о доходах. Но если Россия когда-нибудь захочет стать по-настоящему христианской, она должна это сделать. Как с чиновниками. Может, тогда начнут стесняться.

Чудо повседневности

- "АиФ-Петербург": Но даже политологи отмечают: сейчас для населения церковь более авторитетна, чем все органы власти вместе взятые. И огромные очереди к святыням - тому подтверждение. Может, христианство действительно способно объединить русских людей, стать национальной идеей?

- Православие не может быть идеологией общества. Это средство преображения личности. Те, кто хотят сделать из него национальную идею, на самом деле презирают Христа и уничтожают Церковь. Я считаю, что в общественной жизни должно быть больше христианства и меньше православного официоза. Мы должны чувствовать в себе и в наших соседях это христианское отношение к жизни. А оно будет проявляться тогда, когда председатель избирательной комиссии публично заявит, что не будет фальсифицировать выборы, потому что является христианином, когда судья откажется выносить навязанный сверху приговор, потому что это не по-христиански, а полицейский не будет бить демонстрантов, так как его замучает христианская совесть.

- "АиФ-Петербург": Вы - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН… Можете ли вы с научной точки зрения объяснить религиозные «чудеса»? Схождение благодатного огня, мироточение икон, нетление святых мощей… Всё это дело рук божьих или человеческих?

- В нас господствует средневековое представление о чуде: что необычно, то и чудесно. Но чаще всего чудо - это вполне естественное событие, которое, однако же, случается в нужное время в нужном месте. Это значит, что Бог не забывает о нас, несмотря на то, что мы забываем о Боге. А это и есть главное чудо нашей жизни. Стоит больше обращать внимания на это «чудо повседневности», на нормальную церковную жизнь, делающую человека светлым и добрым вопреки окружающему серому злу. Что же касается «благодатного огня», который каждый год привозят из Иерусалима, то в Церкви существовал обычай - на Пасху зажигать новый огонь. Сегодня в Греции это происходит в каждой приходской церкви. Тем же, кто превратил церковный обряд в «чудо», и тем, кто сегодня «пиарит» его в России, в конце концов придётся ответить перед Богом и людьми.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах