1421

200 лет на дне. В Выборге нашли пропавшие колонны Казанского собора

Со дна Выборгского залива, близ населенного пункта Балтиец, подняты две огромные колонны, вес каждой из них 45 тонн, длина - 9 метров, толщина 1м 20 см. Предположительно, они должны были быть использованы при строительстве Казанского собора.

Наследие пытались распилить

О том, что колонны находятся в заливе напротив населенного пункта Балтиец, жители Выборга знали давно.  Местные удили с них рыбу, ныряли в воду. В уютную бухту приезжали отдыхать и петербуржцы. Покоящиеся на дне исполины стали привычной частью пейзажа. Директор  «Выставочного центра «Эрмитаж – Выборг» Александр Костенко мечтал поднять их из воды последние 15 лет, но не представлялось случая. Он вел переговоры и с военными, и с МЧС, но реального рабочего проекта создать не получалось. Однако сейчас ситуация приняла опасный оборот: вандалы, вооруженные современными пилами, подходя на лодке, стали пытаться отпилить от них куски — гранит ценный материал. По словам директора, на поверхности колонн невооруженным глазом «видны травмы». Поэтому было принято решение провести подъем именно в этом году. 

По словам Александра Костенко, для проведения работ пришлось пройти множество согласований: прежде всего, это Комитет по охране памятников, Комитет по культуре Ленобласти, ведомства связанные с охраной природы, лесничество и даже пограничники.

«В конечном итоге эту идею поддержал Михаил Борисович Пиотровский. Совместно с  Институтом археологии мы разработали концепцию подъема колонн. После того как археологи провели свои исследования, в марте началась подготовка», - рассказывает Александр Иванович.  
По словам директора, крайне сложно было найти профессионалов, готовых взяться за подобный проект. Однако таковые нашлись. 

Дорога к берегу

Колонна толщиной 1м 20 см, процесс подъема. Фото: автономная некоммерческая организация «Национальная аварийно-спасательная агентство»

Игорь Матюк, управляющий автономной некоммерческой организации «Национальная аварийно-спасательная агентство» занимается подъемом военно-исторической техники с 1998 года. В 2003 году именно его силами на Невском Пяточке был поднят танк КВ-1 весом 60 тонн — сейчас он стал основой экспозиции Прорыв блокады Ленинграда. По его словам, главная техническая сложность заключалась в том, что к объекту корабль с краном подойти просто не мог: не смотря на то, что колонны и лежали в 70 метрах от берега, глубина в бухте не велика. 

«Некоторые специалисты предлагали углублять дно, чтобы подвести корабль. Однако таким работам мешает скальный выступ. Потом этот выступ предлагали взрывать. Мы пошли совсем другим путем», - рассказывает Игорь Владимирович. - «Я вспомнил, что тяжелое бревно можно просто катить по поверхности». 

Как отмечает сам специалист, многие эксперты сомневались в том, что колонны выдержат такую транспортировку. «В камень постоянно попадала влага, затем на них воздействовал мороз. Как правило, такие условия ведут к разрушению гранита. Сохранить колонны — самая сложная часть проекта».

Технология была проста: освободить перед колоннами в сторону берега 70 метров дна от камней, подготовить «транспортное поле». Затем завести под них «мягкие полотенца» - широкие синтетические стропы. 

«Еще одна сложность была в том, что колонны лежали на огромном деревянном судне, которое их перевозило. Более того, колонны были окружены огромными каменными блоками. 23 блока очистили грунтососом и вытащили на берег лебедкой. Эта работа заняла почти месяц. Некоторые каменные блоки весили по 4,5 тонны», - делится специалист. 

Как поднимали со дна

Когда все гранитные блоки были извлечены из воды, пришла очередь колонн. 

«Мы увидели, что колонна лежит на плотно спрессованной древесине судна: это шпангоуты, днище, палуба», - вспоминает Игорь Владимирович. Таким образом, еще неделя ушла на разбор судна. При этом специалисты старались не повредить элементы конструкции корабля. Усилия увенчались успехом — все удалось сохранить в идеальном состоянии. 

«В итоге под колоннами был сделан проход, под них завели «полотенце». Для подъема использовалась лебедка армейского автомобиля ЗИЛ-157. С помощью системы блоков полиспаст колонну плавно выкатили на берег». 

Между тем, на сегодняшний день колонна проделала лишь половину пути. Теперь перед спасателями стоит новая задача — перевезти ее в Выборг. 

«Я изготовил под нее так называемый ложемент из мощного металла. Он точно копирует ее форму. Не поднимая колонну, ее вкатят в получившийся саркофаг, именно его будут поднимать очень мощной техникой», - делится технологией спец. - «Таким образом сама каменная структура не будет испытывать нагрузок». В следующий вторник на объект приедет мощный трактор грузоподъемностью 60 тонн. Он погрузит ложемент на низкий трал и доставит до Выборга по лесным дорогам. 

Также Игорь Владимирович предложил сделать радиоуглеродный анализ древесины судна:
«Древесина дает очень точные показатели, зазор будет составлять 5-10 лет. Тогда мы сможем предположить, для какого собора предназначались колонны».

Между тем, специалист изучил дно залива с гидролокатором и обнаружил еще одно затонувшее судно, на борту которого — огромная заготовка под колонну, приблизительный вес который - 80 тонн. 

Загадка колонн

Огромную колонну весом в 45 тонн подняли со дна с помощью простой системы блоков. Фото: автономная некоммерческая организация «Национальная аварийно-спасательная агентство»

Откуда же эти колонны? 

«Мы делали много фотографий внутри Казанского и Исаакиевского соборов, изучали их, предположительно, эти колонны могли быть изготовлены для этих объектов», - рассуждает Александр Костенко. - «Однако последнее слово будет за учеными, которые смогут довольно точно установить, когда колонны были изготовлены».

Тем временем на территории выставочного комплекса уже подготовлено особое место для установки исполинов: построены специальные фундаменты. Перевезены будут также все поднятые со дна гранитные блоки. Тем временем, деревянные конструкции кораблей поднятые на поверхность, перемещены в особое помещение: там их начинают аккуратно подсушивать, начинается процесс консервации — пропитки дерева специальными составами.

«Процедура консервации продлится год. Это необходимо, чтобы защитить артефакты от разрушения. После этого они будут выставлены под стеклом на улице», - делится директор.

В итоге, в выставочном центре будет сформирована уникальная экспозиция.

«Это будет настоящее наглядное пособие того, как строился Петербург», - подчеркивает Костенко.  

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5

Самое интересное в регионах