Примерное время чтения: 7 минут
2226

Без чеков и гарантий. Как нас обманывают в автосервисе и что с этим делать

Обычно подавляющая часть автовладельцев обращается в независимые СТО.
Обычно подавляющая часть автовладельцев обращается в независимые СТО. pixabay.com

Выбор автосервиса многие сравнивают с поиском хорошего стоматолога – нужно, чтобы и лечил хорошо, и денег при этом лишних не требовал. К сожалению, не всем везет быстро найти место, где можно быть уверенным в качественном обслуживании авто. Кроме того, часто цена ремонта после завершения работ в разы отличается от той, которую назвали изначально. Юрист Анна Ухловская дала ряд ценных советов, которые помогут не переплатить за ремонт машины.

Печальный опыт

Ирина Харщина – автомобилистка с маленьким стажем: «Живу на окраине города, без машины никуда. Недавно купила абсолютно новый автомобиль и нечаянно поцарапала его на парковке. Обратилась в ближайший к дому автосервис. Сразу работников мастерской предупредила, что ничего в ремонте не понимаю. Они, конечно, помогли, быстро все сделали, но взяли с меня деньги не только за покраску, но и за ремонт машины, о котором меня почему-то не предупредили. Уточню, что моя ласточка была только с завода. Замененную деталь – свечи зажигания – мне даже не показали».

При этом никакого договора женщина с СТО не заключала. Заплатила деньги и забрала машину.

Юрист Анна Ухловская сообщила, что Ирина допустила ряд самых распространенных ошибок. И самая первая – призналась работникам мастерской в своей неопытности, незнании автомобильной темы.

«Если сломалась машина или пришло время техобслуживания, неважно, обращается человек к официальному дилеру или просто в сторонний независимый сервис – везде действуют Правила оказания услуг (выполнения работ) по техобслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства», - ставит главный акцент автоюрист.

Стоимость ремонта на официальных дилерских СТО безусловно обычно дороже: здесь высокие цены за нормо-час, что обусловлено определенными стандартами и требованиями к обслуживанию, помещению, количеству персонала, оборудованию и т.д., а также дорогие оригинальные запчасти.

Обычно подавляющая часть автовладельцев обращается в независимые СТО. Такие мастерские предлагают более дешевые аналоги оригинальных запчастей и более низкую цену за работу. Опять же, низкая стоимость работ не должна означать их плохое качество или отсутствие гарантии.

Права автовладельца и на что нужно обратить внимание?

  • Проверьте документы

Деятельность по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей не лицензируется, но качество выполняемых работ может подтверждаться другими документами. В первую очередь - сертификатами от производителей запасных частей, расходных материалов, оборудования и инструмента. Тем, кто обращается в автосервисы, не нужно стесняться запрашивать эти документы.

Кроме этого, стоит обратить внимание на уголок потребителя, который обязательно должен быть в клиентской зоне на СТО. Там должны быть сведения об автосервисе: его наименование, организационно-правовая форма (ИП, ООО), данные о государственной регистрации, адрес и контакты. Нужно сверить, совпадают ли они с данными в тех документах, которые дают клиентам на подпись.

  • Сначала заключите договор

«Согласно Закону о защите прав потребителей, каждый автосервис обязан подробно рассказать клиенту об интересующих его работах, назвать их корректную стоимость, гарантийные сроки на работу и запчасти, а также сроки выполнения работ. Довести до автовладельца всю информацию о выполняемых работах до их проведения – обязанность исполнителя. Это все должно быть закреплено и в договоре между клиентом и мастерской», - говорит эксперт.

Да, очень часто полный объем работ невозможно согласовать без проведения осмотра или диагностики автомобиля, и это также является услугой. Поэтому, при передаче автомобиля для проведения ремонтных работ или просто диагностики нужно обязательно подписать «предварительный заказ-наряд». В нем обязательно должны быть сведения об СТО, указанные выше. Там же должны быть данные хозяина машины, сведения об автомобиле (марка, модель, гос. номер, VIN), имеющиеся жалобы и уже выявленные неисправности, дата приема заказа, сроки окончания работ, перечень работ, запасных частей и расходных материалов, стоимость, а также сведения о том, как должно происходить согласование с клиентом скрытых неисправностей и дополнительных работ, если они потребуются. Если автовладелец не дал согласие на проведение этих работ и установку запчастей, то сотрудник автосервиса не может требовать их оплаты.

  • Зафиксируйте состояние машины

В данном документе или отдельно в акте должно быть описано и состояние автомобиля на момент приемки исполнителем. Если исполнитель не отражает нигде этих сведений, значит сам принял на себя ответственность. Ведь если после возврата авто на нем будут обнаружены какие-либо повреждения, СТО должна будет доказать, что, когда она принимал машину в ремонт, этих повреждений не было.

  • Предоплата и чек

В случае, если в сервисе просят предоплату за работу, то ее размер также должен быть указан в заказ-наряде. При оплате должен быть выдан чек.

После того, как автомобиль был передан в ремонт, у его владельца обязательно должен остаться на руках экземпляр заказ-наряда с подписью ответственного лица исполнителя и печатью. С этого момента автосервис несет полную ответственность за автомобиль и его сохранность.

  • Право на контроль ремонтных работ

Также хозяину машины не могут отказать в контроле за ходом проведения ремонтных работ автомобиля. Работники должны допустить автовладельца в ремонтную зону, но с соблюдением необходимых мер безопасности.

Качество и гарантия

  • Проверьте качество работ

По завершении ремонта нужно обязательно убедиться в его качестве, удостовериться, не появилось ли новых неисправностей. Не нужно стесняться попросить показать замененные детали, которые исполнитель должен передать клиенту. После этого можно подписать окончательный заказ-наряд или акт сдачи-приемки выполненных работ, в котором должны быть перечислены все ранее согласованные работы и запчасти, поэтому нужно тщательно проверить соответствуют ли указанные там данные действительности.

  • Гарантия на ремонт

Также в этих документах должен быть указан гарантийный срок на проведенные работы и иные условия гарантийного обслуживания. При обнаружении недостатков в указанный в договоре срок клиент может обратиться к исполнителю с требованиями: бесплатно устранить выявленный недостаток, провести повторный ремонт или уменьшить стоимость выполненных работ. Если автовладелец больше не доверяет СТО, он вправе обратиться к другому специалисту, устранить недостатки ремонта у него, а потом потребовать от некачественно выполнившего работу сервиса возместить ему стоимость работ по устранению дефектов.

Перед обращением к другому исполнителю лучше запастись заключением стороннего специалиста, который, в случае спора, сможет подтвердить, что неисправность действительно была.

Претензия

Если СТО отказывается добровольно устранять недостатки или компенсировать их, то нужно написать претензию на имя исполнителя и направить по его контактным данным, указанным в заказ-наряде. Также можно вручить претензию под роспись ответственного лица работникам СТО. Претензия может быть написана в свободной форме, главное – это четко и понятно сформулировать свои требования и не забыть указать свои контактные данные.

В случае, если директор автосервиса не пошел навстречу клиенту, и об условиях урегулирования претензии не удалось договориться, либо ответ не был предоставлен в течение 10-ти дней, пострадавший хозяин машины может обратиться в суд. Помимо всего прочего, можно просить возмещения сопутствующих трат, например, на оплату эвакуатора, такси, технической и юридической помощи, а также моральный ущерб.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах