1758

Без врачей, но с едой? В Петербурге 7 млн человек, но мы к этому не готовы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. Аргументы и факты - Петербург 01/04/2020
Миграция начинается с того, что у людей формируется четкое представление: жизнь «там» гораздо лучше. Хотя часто это и не соответствует реальности.
Миграция начинается с того, что у людей формируется четкое представление: жизнь «там» гораздо лучше. Хотя часто это и не соответствует реальности. / Надежда Плахова / АиФ

За последние несколько лет число жителей Северной столицы увеличилось в разы. Принято считать, что в городе живут чуть больше 5 миллионов человек - именно под это количество и рассчитана городская инфраструктура. Однако эксперты относятся к этим данным скептически, уверяя, что реальное число постоянно живущих в городе на Неве - 7 миллионов. А учитывая туристов и мигрантов, все девять!

На работу - к соседям

Новую цифру подтвердили в исследовании Высшей школы экономики.

«Мы больше склонны доверять своим цифрам, просто потому что наша техника подсчета принципиально иная, чем традиционная, основанная на переписи родившихся, умерших и получивших временную регистрацию, - рассказывает директор центра прикладных исследований и разработок НИУ ВШЭ Александр Курячий. - Мы основывались на данных операторов мобильной связи. Исследование не утверждает, что все эти абоненты постоянно живут в Петербурге. Тем не менее это не туристы, а те, кто останавливался в городе дольше, чем на 21 день».

Курячий объясняет: с помощью специальной методики были исключены транзитные пассажиры и те, кто имеет две «симки». Таким образом и выяснили, что постоянно в городе находятся 7 миллионов человек. Добавьте сюда постоянно приезжающих в будни на работу 450 тыс. жителей Ленобласти и 400 тыс. трудящихся здесь иностранцев - это граждане из Украины, Белоруссии, Казахстана и Узбекистана.

При этом, уверяют эксперты, в регионах России живет гораздо меньше людей, чем принято считать. Люди могут иметь прописку в Сибири, на Дальнем Востоке, в Пскове или Новгороде, но жить временно или постоянно в Петербурге. Причина одна - работа.

«К сожалению, в регионах сложная ситуация с рынком труда. В маленьких городах работы нет. В Москве, Петербурге гораздо больше предложений, заработная плата выше. Причем в столицах много вакансий, где не требуются образование и опыт работы, но на доходе это не отражается. Например, приличные деньги платят в ритейле, общепите, сфере услуг, доставке», - комментирует Курячий.

А если учитывать, что в Петербурге еще и цены на недвижимость ненамного выше, чем в регионах, - выбор в пользу города на Неве вполне понятен.

В классах - по 40 учеников

Бизнес адаптируется под такое количество народа быстрее, чем власть. В каждом районе - несколько крупных ТЦ, продуктовые супермаркеты и аптеки в шаговой доступности. А вот инфраструктура хромает. Чиновники и сами это признают. Губернатор Александр Беглов неоднократно говорил о том, что застройщиков необходимо обязать возводить в новых районах детские сады и школы.

«Сегодня большой разрыв между строительством жилья и социальной инфраструктурой - не хватает 26 тысяч мест в школах, 37 тысяч в детских садах», - резюмирует он.

Соответствующий закон приняли. Однако за короткий период полноценные учреждения не возвести. И пока школы загружены (только вдумайтесь!) - на 318%!

Вместо положенных 25 человек в классах - по 40 детей. Это не только колоссальная нагрузка на педагога, но и невозможность учителя должным образом проверить домашние задания, лабораторные работы и проконтролировать усвоение материала.

Еще один больной вопрос - медицина. В 2020 году колледжи увеличат набор абитуриентов на 700 студентов. Так власти рассчитывают сократить дефицит медработников первичного звена.

«Все наши колледжи, в которых возможна организация работы в три смены, перейдут на этот график работы», - заявил председатель городского комитета по здравоохранению Дмитрий Лисовец.

Всего же в городе не хватает 600 участковых врачей-терапевтов, 120 участковых врачей-педиатров и около 1 тыс. медсестер. Не хватает еще и больниц в районах, где ведется новое строительство. Число жителей там постоянно растет, а медпунктов, увы, нет. Записи к узким специалистам приходится ждать неделями.

Давно назрела необходимость серьезных изменений и в дорожной инфраструктуре. Аналитик в области систем общественного транспорта Владимир Валдин неоднократно заявлял, что в городе нужно развивать наземные системы передвижения - троллейбусы, трамваи, автобусы. Помогут и новые мосты, развязки.

«Не хватает также станций и линий метро, - размышляет эксперт. - Но строить нужно полноценные ветки, не тупиковые, а диаметр, как в Москве. А новые узлы, появляющиеся за конечными, лишь перегружают и без того загруженные линии».

Кстати

Самые густонаселенные районы Петербурга - это Приморский (544 тыс. чел.), Калининский (526 тыс.) и Невский (497 тыс. чел.).

Власть должна создать благоприятные условия для жизни

Эксперт постоянной комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам ЗакСа Петербурга Владислав Воронков:

«Мы понимаем, что в Петербурге живут далеко не 5,3 млн человек, а гораздо больше. Создание социальной инфраструктуры для крупного мегаполиса - это обязательное условия для благоприятной жизни.

И мне кажется, необходимо обратить внимание, в первую очередь, на спальные и пригородные районы города, ведь там действительно большая площадка для архитектурного творчества, жилого строительства. Городские власти должны следить за тем, чтобы внутри этих жилых кварталов были сосредоточены социальные объекты: школы, детсады, поликлиники, маршруты общественного транспорта. Пусть не в шаговой доступности, но в том же микрорайоне. Сейчас это требование не везде выполняется, однако город стал пристальнее следить за данным вопросом, помогает и нынешнее законодательство. Первые шаги есть - это «бережливые поликлиники», которые избавили от очередей, дали возможность электронной записи, электронных медкарт.

Как быть, если вас не берут в детский сад или невозможно записаться к врачу? Жалуйтесь в администрацию вашего района. И при выборе места жительства учитывайте нагрузку на инфраструктуру района».

 

Жизнь в городе идеализируется

Доцент кафедры прикладной и отраслевой социологии СПбГУ Николай Соколов:

«Еще сто лет назад большинство людей жили в сельской местности. Но индустриальное развитие потребовало от них переместиться в города для того, чтобы обслуживать фабрики и заводы, которые тогда нужны были экономике. Сейчас рост мегаполисов объективно создает больше проблем, чем преимуществ.

Рост числа городских жителей продолжается и уже перешел на уровень гиперурбанизации. Это долгосрочный эффект социального маркетинга эпохи индустриализации. Десятилетиями людей убеждали в том, что жизнь в городе на порядок лучше, чем в деревне. А в мегаполисе - лучше вдвойне. Не одно поколение выросло и прожило жизнь с этой идеей. Сформировался целый культурный пласт, который занимается идеализацией жизни в большом городе. Он пропагандируется в кино, на телевидении, в популярной музыке, книгах.

Миграция начинается с того, что у людей формируется четкое представление: жизнь «там» гораздо лучше. Хотя часто это и не соответствует реальности. Если брать Петербург, то даже экологическая ситуация в городе неблагоприятна для большинства приезжих, выросших в континентальном климате.

Тенденция гиперурбанизации в обозримой перспективе не изменится. Скорее, в крупнейшие города переселится основная часть населения Земли. Уже сейчас теоретически можно прожить жизнь, не покидая пределы урбанизированного пространства. Главное, что дает современный город, - это чувство защищенности. Здесь есть больницы, полиция, бесперебойное электроснабжение, магазины с едой и т. д. А за «городскими стенами» - дикий опасный мир...

Но чтобы сделать жизнь в мегаполисе по-настоящему комфортной, нужна, прежде всего, смелость в преодолении стереотипов. Необходимо менять подход к учету населения, к планированию застройки, внедрять современные нормативы и стандарты, соответствующие потребностям горожан».

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5


Самое интересное в регионах