Примерное время чтения: 10 минут
1107

Цель – престижный вуз. Кто поможет школьнику успешно сдать ЕГЭ?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. Аргументы и факты - Петербург 20/09/2017

О том, кому нужен репетитор, как оценить свой уровень знаний и не ошибиться при выборе будущего, - Аиф рассказали ведущие преподаватели и специалисты высших учебных заведений города, а также представители Комитета по образованию.

Репетитор или курсы?

За последний год уровень подготовки школьников вырос. А значит, и конкуренция тоже. По статистике около 75% выпускников 11-х классов школ Санкт-Петербурга поступают в вузы. 

- В этом году в городе 337 стобалльных результатов по различным предметам ЕГЭ. 21 выпускник получил 100 баллов по двум предметам, а выпускник Президентского ФМЛ №239 Арсений Вирачев сразу по трём, - говорит начальник отдела общего образования Комитета по образованию Санкт-Петербурга Анна Грубская. - Всё больше детей показывают высокие результаты. Школьники адаптировались к системе итоговой аттестации, их не пугает слово «ЕГЭ». Безусловно, школьный урок – это не подготовка к ЕГЭ, такую цель учителя не ставят. Хотя в каждой школе с выпускниками отрабатывают типы заданий, наиболее часто встречающиеся задания, заполнение бланков ЕГЭ. Процент студентов, которым достаточно школьной подготовки для получения высоких результатов ЕГЭ - возрастает. Прежде всего, это те, кто учился в профильных классах, лицеях, гимназиях, где уровень преподавания очень высок. В городе сегодня 43 лицея, 74 гимназии и 132 специализированные школы. Мы уверены в квалификации петербургских учителей. Школа делает много для того, чтобы ребята шли уверенно на экзамены. И это очень важно. Хочется, чтобы эту уверенность чувствовали и их родители, которые зачастую переживают больше, чем сами дети.

Как отмечает специалист, выпускники стали реально оценивать свои возможности сдать необходимые предметы, чтобы поступить в конкретный вуз. Сегодня у них есть возможность оценить себя, решая задания ЕГЭ прошлых лет, даже прошлого года. Они размещены на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). А какой вариант подготовки выбрать – решают выпускники и их родители.

Анна Грубская:
Анна Грубская: "Школа делает много для того, чтобы ребята шли уверенно на экзамены". Фото: АиФ

- Что делать, если не хватает знаний - идти к репетитору, заставлять чадо зубрить, просить учителей о дополнительных занятиях?

- А вот списка сертифицированных репетиторов как такового нет.

- Репетитор может всесторонне оценить способности ребёнка. Понять, что он точно не знает, где идёт отставание, что надо подтянуть. Но это касается подготовки к ЕГЭ. Если говорить о поступлении в университеты, то тут, безусловно, надо ориентироваться на курсы подготовки при вузах, - говорит методист подготовительных курсов СПбГАСУ Динара Cедова. - Ребята, которые приходят на курсы подготовки, нацелены на то, чтобы проходить обучение в конкретном вузе. Когда цель определена, то процесс её достижения – легче. В прошлом году после наших курсов было 43% поступивших к нам. А в этом году их было 52%. Многие успешно поступили в другие вузы. Наши подготовительные курсы существуют с 1961 года. База очень сильная. Мы привлекаем преподавателей, экспертов в ЕГЭ, которые имеют большой стаж работы с детьми. Для ребят, которые идут после колледжей - своя программа подготовки.

- Гораздо лучше результаты, когда школьники сразу готовятся к будущим специальностям, - объясняет ведущий специалист Центра довузовской подготовки ГУАП, Власта Листвина. - Мы с каждым проходим профориентацию, выясняем, куда они собираются поступать. При всех факультетах открыты свои институты подготовки. Многие ребята идут туда, потому что они ориентированы не на подготовку к ЕГЭ, а на поступление в ГУАП. Мы предлагаем им несколько уровней подготовки, что позволяет осуществлять практически индивидуальный подход к обучению. По каждому предмету есть несколько групп, где готовятся ребята с разными уровнями. Поступают - практически все слушатели подготовительных курсов. Многие приходят оценить свой уровень и сами выбирают предметы, которые надо подтянуть. Большая часть наших преподавателей – эксперты ЕГЭ и помогают в подготовке именно к их требованиям.

Динара Седова (методист подготовительных курсов СПбГАСУ) и Георгий Кельх (Директор малого архитектурного факультета СПбГАСУ).
Динара Седова (методист подготовительных курсов СПбГАСУ) и Георгий Кельх (Директор малого архитектурного факультета СПбГАСУ). Фото: АиФ

Нюансы подготовки

У нас много сильных школ с прекрасными преподавателями. Может ли школа подготовить ко всему?

- Есть люди, которые не готовы воспринять и услышать школьного преподавателя. Им нужен другой подход. Курсы дают эту иную систему подготовки. Это позволяет детям, которые не очень успешно обучались в школе, подготовиться к предмету значительно лучше, - рассказывает директор Института непрерывного и дистанционного образования ГУАП Сергей Мичурин. - Частный преподаватель готовит лучше к предмету. Но надо быть уверенным, что он умеет готовить ребёнка и понимает к чему. Преподаватели, уровень подготовки, требования, которые мы выставляем, и сама образовательная система немного отличается от школы. Для многих это форма более понятна и эффективна. У нас сейчас идёт работа со школами, колледжами. Рассказываем о вузе, о том, какой профильный уровень нужен для поступления. Проходят дни открытых дверей, когда учащиеся могут прийти и познакомиться со своими будущими специальностями и факультетами. Понять, насколько это им интересно. Проводим мы и олимпиады, которые дают возможность не только сравнить свои знания с другими участниками, но и получить дополнительные к ЕГЭ баллы – до 10 дополнительных баллов позволяет новый Порядок приема заработать олимпиадникам. А подготовка на подготовительных курсах нацелена не только на ЕГЭ, а в целом на предмет и на бедующую специальность. 

- При подготовке к поступлению нужно учитывать множество разных нюансов. Например, мы - архитектурно-строительный университет. Сама профессия обязывает быть и творческими, и мыслить логично. Абитуриенты должны уметь рисовать, думать, анализировать, знать математику, физику, историю, обществознание, - объясняет директор Малого архитектурного факультета СПбГАСУ, Георгий Кельх. - У нас при поступлении на направления подготовки архитектурного факультета нужно сдать четыре вступительных испытания, из которых два ЕГЭ – математика и русский, и два – профильных: рисунок фрагмента интерьера и композиция из геометрических тел. Баланс тонок и очевиден. Без хорошего балла по ЕГЭ - не спасут профильные испытания, а при хороших баллах по ЕГЭ, но плохом рисунке – тоже ничего не выйдет. Не уверен, что репетитор или частные уроки лучше подготовят его к профильным испытаниям, чем преподаватели Малого архитектурного факультета. У нас есть и опыт подготовки, и классы, а главное своя школа рисунка, которая насчитывает 40 лет. В классах царит рабочая, творческая атмосфера, которую во многом формируют интерьеры – гипсовые скульптуры, свет, драпировки. Задача наших преподавателей - не натаскивать, но давать более широкий спектр знаний, прививать навыки, которые будут необходимы не только на первом курсе, но и втором, третьем.

Железная мотивация

Многих родителей тревожит, что дети не могут точно понять, куда идти. Как не ошибиться с выбором предметов и вуза, будущим?

- Вопрос сложный. И в какой-то степени – это лотерея. Тут важно создать мотивацию у ребёнка, помочь ему осознать, что он хочет и может, - рассуждает Сергей Мичурин. - Мы проводим бесплатное тестирование и даём рекомендации – стоит ли идти на тот или иной предмет или нет. Человек может, воспользоваться советом или нет. В любом случае, к февралю школьники должны определиться с выбором ЕГЭ, который пойдут сдавать. Понять, какие требуются дисциплины.

Сергей Мичурин, ответственный секретарь приемной комиссии ГУАП и Власта Листвина, ведущий специалист Центра довузовской подготовки ГУАП.
Сергей Мичурин, ответственный секретарь приемной комиссии ГУАП и Власта Листвина, ведущий специалист Центра довузовской подготовки ГУАП. Фото: АиФ

То есть до февраля можно не думать подготовке к поступлению?

- Хороший студент это тот, который в течение семестра готовится, учит, разбирается в предмете и готовится к экзамену не в последнюю ночь, а за долгий период. Чем больше срок, тем легче школьнику подготовиться к экзаменам, и тем лучше усвояться знания. По опыту знаем, что большая интенсивность мешает ребёнку нормально подготовиться, воспринять и усвоить материал. Когда он ходит в школу, на дополнительные занятия и ещё посещает курсы подготовки в вузе, то ему тяжело принимать материал. Если перегрузить его, то есть риск, что результат будет хуже. Интенсивные занятия хороши, когда он свободен и ничем другим не занимается. Здесь важно равномерно распределить нагрузку. Учтивая это у нас есть группы подготовки, которые стартуют в октябре. Однако по опыту прошлых лет видим, что некоторые определяются позже – для них будет набор в ноябрьские группы.

- У нас есть семи, пяти и трёхмесячная подготовка. По 12 человек в стандартной группе, - рассказывает Георгий Кельх. - Для иногородних - работают осенний, зимний, весенний и летний интенсивные курсы. Курсы на семь месяцев выбирают те, кто чувствуют себя не очень уверенно. В прошлом году было 26 таких групп. На пять месяцев идут те, кто крепко стоит на ногах – их было 10 групп. И столько же выбирают трёхмесячную подготовку. На интенсивных курсах занималось 76 групп, потому что многие школьники приезжают из регионов и ограничены во времени. У нас разработана методика, которая позволяет проводить подготовку по два занятия в день на протяжении одной или двух недель. Такая подготовка позволяет дать основу для дальнейшей самоподготовки. Это большое подспорье для тех, кто живёт за пределами города, ведь примерно половина тех, кто занимается на Малом архитектурном факультете - это студенты не из Петербурга. У них очень жёсткая мотивация. Они чётко знают, зачем приезжают и серьёзно относятся к подготовке.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах