В залах и запасниках Государственного русского музея сосредоточена самая крупная в стране коллекция национального изобразительного искусства. Однако ГРМ - не только собрание шедевров живописи. Сегодня это огромный комплекс, куда входят несколько дворцов, а также Михайловский и Летний сады. Как ведутся их реставрация, ремонт, а здания приобретают первоначальный исторический облик? Об этом нам рассказал директор Государственного Русского музея Владимир Гусев.
Мирное завоевание
Владимир Гусев, директор Государственного Русского музея:
«Я в шутку говорю, что последние четверть века для нас были периодом «мирного завоевания». За это время в основную экспозицию вошли пять зданий. В том числе Мраморный и Строгановский дворцы, домик Петра I на Петровской набережной, корпус Бенуа, павильон кордегардии у Инженерного замка. Несколько лет назад Министерство обороны освободило помещения в Михайловском замке, где долгое время базировалась Военно-морская библиотека. Большое спасибо за это командованию ВМФ. Мы получили прекрасные тронный, центральный, арабесковый залы. Сейчас заканчивается реставрация, и в ноябре - во время Международного культурного форума - планируем открыть парадные апартаменты».
Строгановский дворец
Дворцом, построенным Растрелли, династия Строгановых владела вплоть до 1918 года. В советское время здесь размещалось немало разных организаций - от Института ботаники до «Электромортреста».
В 1988-м комплекс передали Русскому музею. За это время восстановлены фасады и интерьеры, выполнены реставрационные работы. Так, поражает своим великолепием большой зал, который предназначался для балов и концертов. Его главная достопримечательность - огромный живописный плафон, занимающий всю поверхность потолка. Сохранившаяся авторская акварель позволила реставраторам Русского музея в 1990-2000-х гг. воссоздать первоначальный замысел. Восстановлен и облик знаменитого двухъярусного Минералогического кабинета, выполненного Воронихиным. Примечательно, что Русскому музею возвратили сундук со шлифованными плитками из мрамора и других горных пород, принадлежавший Строгановым.
Мраморный дворец
Этот памятник архитектуры построен в 1768-1785 гг. по проекту знаменитого Антонио Ринальди. Роскошное здание приказала возвести Екатерина II, а предназначалось оно для графа Григория Орлова. У дворца было несколько именитых владельцев, пока новые хозяева в 1917-м не продали его в национальную собственность. Долгое время здесь размещался Ленинградский филиал Центрального музея В. И. Ленина. Новый период в истории дворца начался в декабре 1991 г., когда его передали в распоряжение ГРМ и разработали новую концепцию использования - «Русское искусство в контексте искусства мирового». С этого времени ведутся планомерное изучение и научная реставрация уникального памятника. Восстанавливаются декор, историческая планировка и объемы помещений. Также здесь размещена постоянная экспозиция «Музея Людвига» - собрание немецких коллекционеров Петера и Ирене Людвиг, передавших в дар Русскому музею свою коллекцию произведений отечественных и зарубежных художников второй половины XX в.
Михайловский замок
Работа над проектом шла 12 лет. Однако императорской резиденцией он являлся лишь в течение сорока дней. В марте 1801 г. Павла, ставшего жертвой дворцового заговора, убили в собственной спальне. Вскоре после этого из замка вывезли художественные ценности, а парадные покои приспособили для разных ведомств и роздали под квартиры. В 1991-м Михайловский замок вошел в состав ГРМ. В ансамбль также входят два павильона, расположенные на Инженерной улице. Здесь размещаются Центр музейной педагогики и детского творчества, Центр мультимедиа, проходят лекции, в том числе онлайн. А вскоре в его залах собираются показать вещи, которые еще никто не видел. Это четыре огромных полотна на исторические темы, которые Павел I заказал специально для замка. Он хотел шесть, но не случилось. Раньше для этих раритетов не хватало места, теперь площадей достаточно, и шедевры смогут увидеть все желающие.
«Есть у меня и еще одна цель - без искажения представить образ первого хозяина замка, - поделился планами директор ГРМ Владимир Гусев. - Я раньше тоже думал: Павел I - уродец, сумасшедший. На самом деле - интереснейшая личность, со своей драмой и талантами. Он, например, говоря современным языком, активно боролся с коррупцией. Запретил генералам использовать солдат на приусадебных участках, сменил пять проворовавшихся обер-прокуроров, навел порядок с таможней. Да и рост, вопреки общему мнению, имел волейбольный - 170 см. Так что хотелось бы восстановить историческую справедливость».
Летний сад
Летний - жемчужина в парковом ожерелье Петербурга. В 1704 году Петр I приказал разбить для себя большой сад, подобный прославленным западноевропейским паркам, и сам наметил его план. Царь тщательно следил за его обустройством, вникая во все хозяйственные мелочи. Уже через несколько лет Летний становится центром политической и официальной жизни, придворных церемониалов и торжеств. А в XIX в. - излюбленным местом прогулок горожан. В 2000-х сад вошел в комплекс Русского музея, а в 2009-м начались его реконструкция и капитальный ремонт. Проводились и археологические раскопки. Авторы идеи поставили цель воссоздать первоначальный, петровский облик сада, разрушенного наводнением 1777 года. Проект вызвал неоднозначные оценки. Так, на его аллеях стоят копии исторических скульптур, а все оригиналы вывезены в Инженерный замок. Несмотря ни на что, Летний сад и сегодня является одним из знаковых мест города, любимых как петербуржцами, так и его многочисленными гостями.