Лето вступило в свои права, и жители российских регионов потянулись на юг. Поскольку пересечение границ проблематично, то особой популярностью в нынешнем сезоне пользуются курорты Чёрного моря – Сочи и Крым.
Собственно говоря, уже в начале июня крымские власти отрапортовали: «сезон состоялся!».
Места в отелях и пансионатах полуострова забронированы практически на 100%.Тем менее, сохраняется возможность остановиться в частном секторе. Многие едут в Крым на машинах с палатками. Да и часть туристов, зарезервировавших номера в крымских отелях, предпочитают отправиться на отдых на личном автомобиле.
И в этом есть резон – Крым удивительное место, со множеством достопримечательностей и природных красот, и чтобы познакомиться хотя бы с частью из них, лучше приехать сюда на своем автомобиле.
Однако из Петербурга в Крым дорога дальняя, и этот материал должен помочь вам определиться со способом передвижения на курорт.
Сколько ехать?
Расстояние от Петербурга до Симферополя составляет примерно 2500 километров. Если верить навигатору, то без остановок это расстояние реально преодолеть за 30 часов.
Однако сразу надо учесть – даже если в вашем экипаже несколько водителей (скажем, и у мужа, и у жены есть водительские права), а автомобиль – очень комфортный, такое расстояние все равно будет проехать очень утомительно. Другими словами, без ночёвки не обойтись. В «жёстком» варианте самой логичной выглядит остановка в районе Воронежа – половина пути, 1200 километров за спиной, и если выехать из Петербурга рано утром, то есть шанс добраться до столицы российского Черноземья, к вечеру. Ну, и на следующий день, рано утром, выехать в Крым.
Автор этих строк, тем не менее, предпочёл более легкий вариант – с двумя остановками на ночь по дороге.
Таким образом, маршрут делится на три участка: Петербург-Москва (или Подмосковье, 700-800 километров, в зависимости от того, в каком населенном пункте заночевать), Москва – Ростов-на-Дону (1000 километров), и, наконец, Ростов-на-Дону-Симферополь (еще 700 километров). Достаточно комфортно, позволяет перевести дух, глазеть по дороге на красоту меняющихся пейзажей, и не рисковать на трассах, насилуя движок автомобиля.
Обратный путь – такой же, поэтому в целом на дорогу уходит от 4 до 6 дней. Если время вашего отпуска не слишком велико, то, увы, лучше выбирать самолет.
Какова стоимость проезда?
В целом на дорогу туда было потрачено около 4 полных 50-литровых баков автомобиля. А-95 на данный момент стоит около 50 рублей (в Крыму – дороже, 52-53). Нетрудно посчитать, что это примерно 10 тысяч в одну сторону, и, соответственно, 20 тысяч в общей сложности только на бензин.
Плюс необходимо учесть затраты на платные трассы. Вы можете, конечно, двигаться по альтернативным бесплатным дорогам – но это долго (а время в пути и без того потратится прилично), не очень комфортно – тогда как на М-11 «Нева», к примеру, официально можно разогнаться до 130 километров в час, и, главное, не факт, что в конечном итоге обойдется намного дешевле. Бесплатные трассы идут через города и деревни, со множеством ограничений, видеокамерами и постами ГИБДД.
Стоимость передвижения по «платным» трассам составляет примерно 3-3,5 тысяч, из которых 2 тысячи уйдут как раз на проезд по М-11, от Петербурга до Москвы. То есть, туда-обратно выходит порядка 7 тысяч рублей. Плюс питание по дороге, затраты на ночевку в гостиницах, и в целом получается порядка 40 тысяч рублей только на дорогу.
Но надо учесть, что это затраты, условно, на автомобиль, в котором может находиться и 3-4 человека.
Как сэкономить?
Во-первых, можно по той же М-11 добраться только до Твери. В районе этого города платная трасса прерывается, и примерно 70 километров приходится ехать по старой-доброй М-10. Если навигатор покажет, что впереди нет «пробок», то на платник можно не возвращаться, и докатиться до Москвы по Ленинградскому шоссе. А вот если «пробки» есть – то рекомендуем не скупиться: потеряете деньги, зато сэкономите силы, время и нервы.
Во-вторых, стоит приобрести «транспондер» - стоимость прибора начинается от 1000 рублей, он дает скидку на проезд, и в случае столь дальнего переезда аппарат в любом случае себя окупит. Кроме того, он пригодится и в Петербурге, при проезде по ЗСД или выезде на «Скандинавию».
В-третьих, если есть палатка, то её можно взять с собой, и ночевать по дороге не в мотелях, а на природе. При этом рекомендуется разбивать импровизированный лагерь вблизи постов ГИБДД или ориентироваться на места ночевок дальнобойщиков – ради безопасности.
Какие неприятности могут ждать?
Прежде всего, надо учесть, что не получится избежать «пробок» - российские дорожники почему-то начинают чинить трассы в самый пик сезона. Поэтому не исключено, что постоять придется на выезде из Петербурга, а также в Воронежской и Ростовской областях.
Кроме того, в районе Москвы нужно будет выезжать на МКАД, чтобы с трассы М-11 (или М-10) перебраться на трассу М-4 («Дон»). Расстояние в 60 километров можно ехать и 3, и 4 часа.
Ну и по-настоящему королевские пробки могут ждать в Краснодарском крае и при въезде на трассу «Таврида» и Крымский мост. Вся страна сливается здесь на двухполосниках, чтобы попасть на юг, и «пробки» растягиваются на десятки километров. Вот это видео было снято в середине июня – поток автомобилей в сторону Крыма.
Можно, конечно, пойти на хитрость – и как раз после выезда из Ростова-на-Дону, в Краснодарском крае попробовать проехать проселками. Благо, на юге хороший асфальт даже на дорогах между казачьими станицами. Правда, есть опасность упереться в медленно пыхтящий зерновоз и тащиться за ним десятки километров. Но даже в этом случае вы все-таки будете ехать, а не стоять в беспощадной пробке. Примерную схему проезда в этом случае вам предлагают наши ростовские коллеги. Смотрите здесь.
Кроме того, часть платных трасс мало оборудована автозаправками. Канистра в багажнике, в которой плещется хотя бы 10 литров бензина, поэтому не будет лишней.
Что учесть на отдыхе в Крыму?
Крым стремительно меняется. Если несколько лет здесь еще были не в ходу банковские карты, и надо было обязательно вести с собой «наличку» - то теперь уже всё по-другому. Почти везде принимают карты (заправки, магазины), а без комиссии деньги можно снять с карточек Сбербанка, ВТБ и еще ряда российских банков в большинстве банкоматов полуострова.
Есть проблемы с интернетом – и при бронировании место проживания этот момент нужно уточнять, не надеясь, что Wi-Fi будет в номере по умолчанию.
Поскольку российские мобильные операторы, похоже, так и не признали Крым – российским, то попадая на полуостров вы оказываетесь в роуминге, с соответствующими затратами на сотовую связь. Вариантов два – либо заранее подключить функцию роуминга, выбрав какой-либо из пакетов своего оператора, либо купить на месте местную СИМ-ку крымского оператора.
Также надо понимать, что сервис в большинстве крымских гостиниц и пансионатов далек от идеального. Крымчане – стараются, но пока в своей основной массе, это еще вполне постсоветские горничные и администрация. «Вас много, а я – одна», «не ходите по помытому», и «доплатите 50 рублей за полотенце» - те хиты, с которыми почти неизбежно сталкиваешься на крымских курортах. Поэтому совет простой - будьте снисходительными, и наслаждайтесь прекрасной, неповторимой природой и достопримечательностями полуострова.
В остальном же – вода в кране есть, электричество не отключают, море в июне холодное, но стремительно прогревается.
Фрукты и овощи не сказочно дешевые, однако даже на ЮБК (Южном берегу Крыма) стоят дешевле, чем в Петербурге.
Хорошего вам отдыха!