Примерное время чтения: 8 минут
284

Нет клиента – нет зарплаты. Эксперты о том, как будем выходить из кризиса

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. Аргументы и факты - Петербург 27/05/2020 Сюжет Ситуация с коронавирусом в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Есть клиент – есть зарплата. Нет его – не на что и жить.
Есть клиент – есть зарплата. Нет его – не на что и жить. / Татьяна Швецова / АиФ

Несмотря на то, что правительством постоянно разрабатываются меры по поддержке бизнеса во время пандемии, большинство предприятий несут колоссальные убытки. А некоторые - вынуждены идти на нарушение закона.

Стрижка на кухне…

К примеру, представители сферы услуг ушли в глубокое подполье. Серьезно пострадала индустрия красоты - работать парикмахерам, косметологам, мастерам по маникюру пока не разрешено. Процедуры подразумевают слишком близкий контакт, а значит, чреваты заражением. Но чтобы выжить, салоны идут на ухищрения - телефоны постоянных клиентов раздали сотрудникам, а уже те обзванивают и приглашают желающих на дом.

«Я удивилась, когда позвонила моя мастер, - рассказывает петербурженка Елена. - Сказала, что салон закрыт и не откроется до июня. И что с удовольствием примет меня в своей квартире. На вопрос, насколько это стерильно и безопасно, ответила - мол, в день у нее больше пяти клиентов не бывает, а значит, бояться нечего». 

Однако обеспечить салонную чистоту на дому невозможно. Рискует не только посетитель, которому никто не гарантирует безопасности услуг, оказываемых без чека и в «полевых» условиях, но и сам специалист может подхватить инфекцию от клиентов. По информации комитета здравоохранения, даже если оба человека наденут маски, риск заражения все равно составляет 30%.

«Я хорошо понимаю, почему многие, несмотря на запреты, продолжают обслуживать клиентов, - говорит косметолог Виктория. - Большинство из нас сейчас остались без каких-либо средств к существованию. Поэтому приходится выбирать - рисковать заразиться или потерять жилье и умереть с голоду».

«Чем опасны обращения к частным мастерам с точки зрения закона? - комментирует юрист в сфере защиты прав потребителей Сергей Мавричев. - Клиент не защищен от некачественной услуги. В случае конфликта или ошибки мастера даже через суд вы вряд ли сможете добиться возмещения ущерба».

…и операция в спальне

Однако потеря денег в результате некачественного оказания услуги - еще цветочки. Обращаясь к специалистам нелегально, вы рискуете жизнью!

Так, из-за перепрофилирования большинства больниц под лечение коронавирусных больных, некоторые доктора стали обслуживать пациентов на дому. В Петербурге уже есть первые жертвы подобной «бытовой медицины» - две недели назад во время операции, которую ей на дому проводил хирург-флеболог из частного медцентра, умерла женщина. Пациентка в январе попала в ДТП и получила серьезные травмы. Врач - опытный специалист с 13-летним стажем - следил за здоровьем пострадавшей с самого дня аварии. Поэтому женщина полностью доверяла хирургу и решилась на удаление в домашних условиях образовавшейся у нее гематомы. Во время операции открылось сильнейшее кровотечение, а доктор не сумел его остановить. Более того, поняв, что пациентку не спасти, попросту… сбежал. 

Предполагаемого виновника смерти полиция нашла, решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

«Хирурги не имеют права оперировать на дому, - объясняет врач-флеболог Евгения Черных. - Лицензию на хирургическую деятельность получает клиника, в частном порядке это нереально, необходимо соблюсти целый ряд условий. То есть сам факт операции на дому - уже злостное нарушение».

В комитете здравоохранения комментировать трагедию не стали, сославшись на то, что данный специалист работал не в государственной клинике.

Выдержат не все

По разным оценкам, после снятия карантинных ограничений, около 40% малых предприятий Северо-Запада уже не смогут встать на ноги.

Омбудсмен Ассоциации «Союз предприятий и специалистов индустрии красоты Северо-Запада» Ляля Садыкова:

«Больше всех рискуют компании с несколькими филиалами, арендующие площади в разных местах города. У них просто не осталось на это денег - половина арендодателей не идут на уступки, и если салон, магазин или кафе не могут платить, выселяют их.

Мы отправили письмо на имя губернатора Петербурга, где рассказали о своих проблемах. Например, в Ленобласти частично открыли салоны красоты. И уже зафиксированы случаи, когда в нескольких десятках метров друг от друга находятся две парикмахерские, но одному предприятию разрешено работать, а другому нет - разные регионы. Ведь это абсурд! Ответа на письмо пока не получили. 

Несмотря на пандемию, наши услуги крайне востребованы, а легально их получить нельзя. Из-за ограничений процветает черный рынок - мастеров ищут в интернете, там предложений от частников полно. Мы знаем и известную сеть, которая продолжает оказывать услуги, но подпольно. На это согласны и мастера - они не столько коронавируса боятся, сколько умереть от голода! Труд в нашей отрасли оплачивается сдельно. Есть клиент - есть зарплата. Нет его - не на что и жить».

Останутся лучшие. И немного вырастут цены

Профессор департамента экономики НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург Александр Скоробогатов:

«Трудно сказать, сколько предприятий точно откроется после снятия ограничений и сколько уже не вернутся к работе никогда. Но, безусловно, есть те, кто не оправится от удара. Происходящее - нечто вроде естественного отбора, который в кризис бывает всегда: его мы могли наблюдать и в 2008-м, и в 2014-м. Относительно малоэффективные предприятия оказываются на обочине. А компании, умеющие грамотно выстраивать работу, станут еще сильнее.

Эффективность бизнеса включает в себя несколько факторов, один из которых - кадровая политика. Например, если в фирме из сферы услуг смогли сформировать коллектив, который нравится клиентам, - то и после снятия режима самоизоляции сюда будут приходить посетители. А если долгосрочных связей с потребителем не было, то уверенно предприятие чувствовать себя не будет. 

Что ждет предпринимателей после карантина? Прежде всего, клиентов станет меньше. Потому что народ частично отучился пользоваться некоторыми услугами. Прибавится сюда и отсутствие туристов, и сезон отпусков - ведь большинство петербуржцев, уставшие от самоизоляции, постараются уехать из города. Самыми пострадавшими уже оказались компании, которые зависят от того, приходят туда люди физически или нет. Это сфера услуг, многочисленные торговые центры, арендодатели. Сюда можно добавить и сферы IT, которые, на первый взгляд, не зависят от этого. Например, Яндекс потерял часть дохода из-за того, что рекламы стало меньше.

Если говорить о том, как вся ситуация отразится на клиентах, простых потребителях, - можно ждать роста цен, но небольшого».

Как правильно выйти на работу после снятия ограничений

Роспотребнадзор опубликовал список рекомендаций, которые необходимо выполнить бизнесу для выхода из режима удаленного труда. Всего в перечне 16 отраслей, а бóльшая часть опубликованных правил - меры по соблюдению гигиены. И для того, чтобы следовать им, предприятиям нужно серьезно раскошелиться.

Продовольственная торговля

  • Весь персонал обязан использовать перчатки и маски, а также обрабатывать руки кожными антисептиками.
  • Необходима регулярная уборка помещений. При «переходном режиме», когда люди массово выходят из самоизоляции, уборка с дезинфекцией проводится раз в 3-4 часа, а при полноценном режиме ограничений - каждые два.  По возможности надо проветривать торговый зал. Покупатели должны соблюдать социальную дистанцию в 1,5 м.

Розничная торговля

  • Обязательное соблюдение социальной дистанции. Если в торговом зале посетителей слишком много, необходимо организовать очередь с ее учетом. Прием пищи на рабочем месте исключен.
  • Желательно, чтобы один и тот же сотрудник занимался отпуском товаров и приемом денег.

Сфера услуг

  • От парикмахерских и салонов красоты требуется выполнение аж 18 пунктов! Среди них - запасы средств индивидуальной защиты, моющих и дезинфицирующих веществ не менее чем на пять дней. Помимо общих требований по уборке, при входе в помещение должны быть оборудованы места для обработки рук кожными антисептиками, а также измеряться температура тела посетителя.
  • Клиент обслуживается только по предварительной записи. Контакт между посетителями исключен.
  • Бани и сауны смогут работать при 20-минутном интервале между сеансами. Использование бассейнов и купелей исключено, а на одного посетителя отводится минимум 1,5 кв. м помывочной.

Строительная отрасль

  • Люди из одной смены не должны пересекаться с работниками из другой. Для бесперебойного выполнения строительных работ необходимо организовать эту деятельность с помощью «резервных бригад» или же использовать вахтовый метод.
  • Прием пищи на рабочих местах запрещен - для этого подрядчик должен выделить специальную комнату с раковиной. Обед проводится по строго определенному графику. Для недопущения переохлаждения работников необходима отдельная одежда, для ее сушки (а также обуви) - оборудованы отдельные комнаты. 
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах