Львиная доля выбросов в атмосферу в Петербурге приходится на автомобильный транспорт. Решать проблему нужно срочно, уверены активисты «Гринпис». В рамках проекта #ГринписВоздух они собирают подписи под петицией, адресованной властям города. Очистить воздух предлагают за счет инновационных транспортных стратегий и отказа от личного авто в пользу общественного транспорта.
Автомобили – долой?
«Проблема загрязнения воздуха стоит остро во всех крупных городах, – говорит Василий Яблоков, руководитель исследовательских проектов «Гринпис Россия». – ВОЗ сообщает, что три миллиона преждевременных смертей ежегодно происходит из-за загрязнения воздуха. По нашим данным, в России по этой причине каждый год гибнет от 80 до 140 тысяч человек».
«Мы не призываем прямо сейчас отказаться от машин, – продолжает Яблоков. – Есть мировой опыт, как администрации европейских и американских городов решают вопросы с выбросами автотранспорта. Например, в Лондоне создана «чистая зона» – платный въезд в центр. Меньше машин – чище воздух. В Копенгагене развита велосипедная инфраструктура. При том, что это северный город, как и Петербург».
По словам эксперта, нужно делать упор на развитие общественного транспорта. Так, в Европе им пользоваться комфортнее, чем личным авто. Кроме того, активисты призывают увеличивать число парков и пешеходных зон.
Что в Петербурге?
В Петербурге за концентрацией вредных веществ в воздухе следит автоматизированная система мониторинга. В нее входят 25 станций, которые расположены во всех районах города. Техника делает пробы каждые 20 минут.
«В Петербурге уже более 10 лет среднегодовые значения по основным загрязняющим компонентам не превышают предельно допустимых концентраций, – говорит Иван Серебрицкий, зампредседателя комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. – Это огромная статистика, миллионы измерений. Говорить, что в Санкт-Петербурге воздух плохой, не очень корректно».
В 2016 году суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферу в Петербурге составил свыше 530 тысяч тонн. Из них более 440 тысяч тонн пришлось на долю автомобилей – около 85% всех выбросов. И число машин продолжает расти.
«Часто задают вопрос: машин всё больше, а качество воздуха не меняется, как же так? – говорит Иван Серебрицкий. – Дело в том, что люди пересаживаются на более «экологичные» авто: стандарта евро-3, евро-4. Но подход «Гринписа» вполне разумен и справедлив. Надо работать над тем, чтобы использовать личный автотранспорт минимально. Город на это и нацелен. Не просто же так стараются сделать платной центральную часть Петербурга – это, в том числе, один из элементов оздоровления экологической обстановки».
На втором месте после автомобилей по объёмам вредных выбросов – промышленность. «Предприятия являются социально-значимыми и обеспечивают функционирование города в штатном режиме», – отметили в комитете. – За ними следит Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по СЗФО. С учётом размещения стационарных объектов самыми загрязненными являются пять районов: Выборгский, Кировский, Приморский, Невский и Колпинский. Наименьшее число промышленных выбросов – в Кронштадте, Адмиралтейском и Фрунзенском районах, Петергофе.
«Однозначного ответа, в каком районе жить благоприятнее, у меня нет, – говорит Иван Серебрицкий. – Для воздуха нет границ. В целом экологическая обстановка в Петербурге стабильная, по сравнению со многими крупными городами неплохая. В Челябинске, к примеру, всё гораздо критичнее. Также я смотрел отчёт природоохранного муниципалитета Лондона по качеству воздуха – не стал бы говорить, что у нас воздух хуже».
По данным организации «Зелёный патруль», по итогам весны 2017 года Петербург занял четвёртое место в экологическом рейтинге регионов России. При этом Ленинградская область оказалась на 83-й строчке – хуже только в Свердловской и Челябинской. Насколько показательны такие рейтинги, вопрос открытый. Между тем, Петербург стал лидером по онкологическим заболеваниям. Некоторые эксперты связывают это с загрязнением воздуха.
«Требовать у властей»
«Нам кажется, что оперировать цифрами по общему выбросу с точки зрения влияния на здоровье не очень корректно, – отмечает Василий Яблоков. – Во всех городах зоны у крупных автомагистралей, загруженных дорог с интенсивным движением – зоны риска. Нужно требовать у властей скорейшего принятия экологически благоприятных решений. У нас указаны четкие сроки – мы хотим, чтобы это началось прямо сейчас. Конечно, мы не можем город оставить без транспорта, но можем настаивать на применении инновационных стратегий».
Принципы «зелёной мобильности» уже поддержала мэрия Екатеринбурга. Евгений Ройзман подписал соответствующий меморандум. #ГринписВоздух – часть международного движения Clean Air Now. К кампании присоединились Бразилия, Мексика, юго-восточная Азия, Австрия и другие европейские страны.